Авиакомпании не дали скидку ФАС

Авиакомпании отказались снизить цены на билеты в последний день перед вылетом на 25%, как того требовала от них Федеральная антимонопольная служба. Сегодня истекает срок, в который перевозчики должны были выполнить поручение антимонопольного ведомства, которая грозила им потерями.

В начале апреля ФАС потребовала от восьми крупнейших российских авиакомпаний изменить практику формирования цены билета накануне вылета. Регулятор предлагал, чтобы при наличии определенного числа свободных мест на конкретном рейсе перевозчик снижал цены за один-два дня до вылета. В последний день перед вылетом ФАС рекомендовала перевозчикам установить скидку в размере до 25%. Потери восьми авиакомпаний от введения этой скидки могут составить 14,2 млрд руб., подсчитала старший аналитик AVG Capital Partners Елена Юшкова.

Выполнить поручение антимонопольной службы авиакомпании должны были до 15 мая. Но, как выяснил РБК, крупные перевозчики не снизили цены к этому сроку и продолжают переговоры с чиновниками. Сотрудник одной из авиакомпаний, получившей предписание ФАС, сообщил РБК, что угрозы регулятора не возымели действия на перевозчиков.

Крупнейшая авиакомпания «Аэрофлот» еще 20 апреля провела консультации с ФАС и уже направила в службу официальный ответ. Позиция перевозчика остается прежней: инициатива ФАС может привести к полному исчезновению дешевых билетов. Сейчас система продаж устроена таким образом, что авиакомпания может предлагать пассажирам перелеты ниже себестоимости как раз за счет продажи дорогих билетов накануне вылета, пояснил сотрудник авиакомпании.

«Трансаэро» также продолжает переговоры с чиновниками. Представитель авиакомпании говорит, что она направила свои доводы в ведомство и ведет с ФАС «конструктивный диалог». Представители S7 Airlines, Utair, «Уральских авиалиний», Nordwind, Orenair отказались вчера от комментариев.

Продавцы авиабилетов отмечают, что цены на них остались прежними. На сегодняшний день не видно специального снижения цен на билеты в день вылета ни у одной из перечисленных в заявлении ФАС авиакомпаний, рассказал представитель агентства по продаже авиабилетов Pososhok. Цены точно ниже не стали, подтвердил представитель метапоисковика авиабилетов Aviasales Янис Дзенис.

Перевозчики успели заручиться поддержкой Министерства транспорта, не поддержавшего ФАС. Система управления доходами формируется авиакомпаниями, и коммерческая политика — их прерогатива: за финансовую состоятельность и устойчивость бизнеса перед своими акционерами несет менеджмент авиакомпаний, а не ФАС, заявил РБК представитель Минтранса. Рентабельность авиаперевозок и так лежит в пределах 1,5—3%, что не позволяет говорить о сверхдоходах, добавил он.

Если в течение трех дней после 15 мая авиакомпании не выполнят требование ФАС, ведомство может возбудить административное дело о навязывании условий потребителям, говорит старший юрист адвокатского бюро КИАП Лина Тальцева. О том, что такие дела могут быть заведены, если авиакомпании не сделают «какие-либо шаги навстречу», предупреждал в феврале и руководитель ФАС Игорь Артемьев. С тех пор позиция службы не изменилась, заявил РБК представитель ФАС.

По мнению антимонопольной службы, отказ перевозчиков от ценовой конкуренции ближе к дате вылета существенно ограничивает конкуренцию на рынках авиаперевозок, приводит к поддержанию цены и ущемляет интересы потребителей. Изменение ценовой политики, по расчетам ФАС, поможет повысить загрузку самолетов и в конечном итоге снизить уровень тарифа.

Цель авиакомпаний не набить пассажирами самолет, а заработать деньги, возражает главный редактор отраслевого аналитического агентства «Авиапорт» Олег Пантелеев. «Максимальная выручка не получается при полной загрузке. Можно продать два билета по 5000 руб. или пять билетов по 2000 руб., но во втором случае издержки больше: нужно будет купить питание на пять человек, заплатить аэропорту за их обслуживание и перевезти 300 кг лишнего багажа», — пояснил эксперт. На сложившемся рынке хотелось бы все-таки следовать мировым правилам, а не изобретать свои, добавляет Дзенис. А общепринятая практика — предоставлять скидки для предварительных покупок, говорит представитель AirBaltic.

Если ФАС заведет дела, авиакомпании могут оспорить претензии службы в суде, а разбирательства могут затянуться на полтора года, говорит Тальцева. В противном случае антимонопольная служба может привлечь авиаперевозчиков к административной ответственности и оштрафовать.

КАК МЫ СЧИТАЛИ

Расчет аналитика возможных потерь авиакомпаний: если 12% всех пассажиров покупают билет в последний день, то получается, что таких пассажиров в 2013 году было 7,737 млн. При средней цене билета за день до вылета 8076,42 руб. (международный рейс) и 5671,74 руб. (внутренний рейс) потери восьми авиакомпаний от введения скидки в 25% могут составить 14,2 млрд руб. (при расчете учитывалось, что 53,6% пассажиров перевезено международными рейсами, 46,4% — внутренними).Источник: РБК daily

Комментариев нет

Добавить комментарий