Архитектор Дорис Ким Сунг: Термобиметалл ведет себя как «орган» здания, как его «кожа»

Американский биоархитектор и ученый Дорис Ким Сунг представила на «Стрелке» смарт­материал — термобиметалл, который она предлагает использовать для самовентиляции небоскребов. Он способен «открывать поры», позволяя зданиям решать проблемы перегрева и чрезмерного увлечения кондиционированием. Сам материал выглядит как освежеванная шишка — множество вырезанных лазером пластин находят одна на другую, создавая эффект чешуи. ДОРИС КИМ СУНГ рассказала корреспонденту РБК daily ОЛЬГЕ АЛЫМОВОЙ о «дышащих» домах и основах биоархитектуры.

— Расскажите про ваше изобретение. Откуда взялась метафора «кожа городов»?

— Я работала со смартматериалами, не требующими энергии для функционирования и не оказывающими никакого влияния на окружающую среду. То есть они ведут себя как «орган» здания, как его «кожа». Самому материалу достаточно много лет, около ста. Обычно это некая спираль, используемая в термостатах, но для архитектурных нужд такой материал не применялся.

— Из каких металлов состоит термобиметалл?

— В одной пластине заламинированы два различных металла — никель и марганец, а также немного железа. При нагревании одна сторона пластины расширяется больше, чем другая, происходит искривление поверхности. Лист металла «раскрывает поры», будто кожа человека или животного.

— Какие здания стоит по­крыть этим материалом в первую очередь?

— Материал помогает контролировать количество тепла, проникающего в здания сквозь стеклянные поверхности — панорамные окна, прозрачные крыши. Его можно использовать в козырьках систем затемнения либо в оконных системах. Самым эффективным будет установить эти пластины на здания, имеющие огромные стеклянные фасады, — это в основном бизнес-центры. К сожалению, полностью избавиться от затратных систем климат-контроля мы не сможем, но серьезно снизить уровень кондиционирования в коммерческом секторе вполне в наших силах.

— Пионерами биоархитектуры считаются Луис Салливан и Фрэнк Ллойд Райт. Повлияли ли их идеи на вашу работу?

— В их проектах исследовалась толщина изоляционных материалов, несущих стен и перегородок, а также вписывания здания в природный ландшафт. У меня немного другой подход — я считаю, что людям требуется хороший обзор, большие пространства, хорошая видимость. Но обеспечение этого чревато определенными по­следствиями, например жарой в стеклобетонной коробке и затратами на кондиционирование. Я вдохновляюсь больше биологией, фауной. Меня интересует, каким образом, имея кожный покров, животные обеспечивают себе оптимальный температурный режим, самоохлаждение. Это другой способ мышления в архитектуре, когда ты пытаешься применить принципы фундаментальной биологии, по сути, в неорганической архитектуре.

— То есть для вас в приоритете хорошая видимость? А не помешают ли обзору эти пластины? Ведь они непрозрачные и к тому же крепятся на оконные профили.

— У моей команды есть идея сделать лист перфорированным. Это решает проблему вида из окна.

— Как изменится архитектура зданий, оснащенных термобиметаллическими пластинами? Не потеряют ли они свою оригинальность, изначально заложенную архитектором?

— Эти пластины однозначно повлияют на вид конкретного здания. С изменением угла падения лучей на здание можно увидеть, что часть этих «чешуек» будет приоткрываться. Естественно, если группа зданий рядом будет оснащена этой системой, они станут похожи. Но все же разная степень «раскрыто­сти» пластин породит новые формы привычных нам зданий и разнообразят ландшафт. Я не сторонник повсеместного распространения этой системы. Это скорее определенная веха, новый этап понимания того, как могут выглядеть и управляться современные здания.

— В чем, на ваш взгляд как биоархитектора, заключается сейчас главная проблема мегаполисов?

— Сейчас на обслуживание зданий уходит около 45% всей вырабатываемой энергии. Одна из главных проблем — злоупотребление кондиционированием. Снижая расход энергии на кондиционеры, мы можем существенно снизить общие расходы на обслуживание здания. Другая важная проблема — «эффект тепловых островков», локального перегрева. По­скольку сейчас большинство зданий оснащено климат-контролем, они, давая сниженную температуру внутри, выбрасывают наружу горячий воздух. Стало быть, города раскаляются все больше. И мы устанавливаем новые и новые кондиционеры, которые потребляют все больше энергии. Это замкнутый круг, и я своими разработками хочу разорвать его.

— Чего вы категорически не приемлете в современной архитектуре?

— В моде дикая эклектика, по­следовательность непоследовательных вещей. Меня это озадачивает, ведь в форме должна быть подоплека, обоснованность, а не только эстетическая ценность. В биологии всему есть своя причина: почему у некоторых организмов длинная шея или плотное тело. С другой стороны, я понимаю, что слишком большая утилитарность — тоже проблема. Здание не должно выглядеть как серая коробка.

— Вам, должно быть, достаточно близка философия баухауса?

— Самое большое сходство между нами — идея массового производства. Потому что в баухаусе заложен достаточно мощный посыл создания доступного дизайна для широких масс. Я в своей работе преследую те же цели — создать продукт массового использования, но при помощи органических идей. Это скорее массовая кастомизация — индивидуализация, но в массовом масштабе. Вместо того чтобы снова и снова предлагать одинаковые решения, предложить дизайн объектов, которые не будут одинаковыми, но будут составлять единое целое. Каждый лепесток моей металлической конструкции имеет свою форму. В проекте около 14 тыс. подобных элементов, и все они различны.

— Вы говорите о вашем арт-проекте Bloom?

— Да. Он был представлен в ноябре 2011 года в Лос-Анджелесе. Мы рассчитывали местоположение объекта так, чтобы с течением времени солнце по-разному падало на его поверхность, раскрывая различные лепестки конструкции. Важно было показать разную реакцию этой структуры, фактически — жизнь неживого материала.Источник: РБК daily

Комментариев нет

Добавить комментарий