Антон Силуанов – РБК: «Ситуация такова, что мы не можем отложить реформы»

– Россия в 2015 году фактически живет без бюджета: запланированный объем расходов нереалистичен. От каких из них придется отказываться?

– Не могу согласиться, что мы живем без бюджета – есть одобренный Федеральным собранием и подписанный президентом закон. Другое дело, что действующий бюджет формировался в условиях, которые радикально отличаются от сегодняшних, и правительство уже предприняло первые меры, чтобы привести его в соответствие экономическим реалиям. Мы не можем себе позволить расходы, которые планировали при цене $100 за баррель. Поэтому мы уже сократили объем доводимых до министерств и ведомств бюджетных обязательств на 10%. Это означает, что они должны сократить траты на эту величину, определив приоритетные статьи расходов. За счет этой меры высвобождается порядка 1 трлн руб.

– Но от снижения нефтегазовых доходов бюджет недополучает более 3 трлн руб. Что делать в этой ситуации?

– Я допускаю, что в этом году дефицит бюджета будет выше запланированного, но, скорее всего, не более 3%. Очевидно, что допустить резкого сокращения бюджетных расходов в этом году мы не можем. Не только потому, что для этого нужно провести подготовительную работу. Нам важно соблюсти баланс между необходимостью сократить расходы и поддержать экономику. Рост расходов должен быть, но должен быть разумным и реальным. При падении экономики в реальном выражении на 4% расходы действующего бюджета запланированы с ростом 11,7% в номинальном выражении. Мы не можем себе позволить прирост более чем на 5%. Тем не менее от ряда расходов мы можем либо вовсе отказаться, либо принять решение об их отсрочке. Президент, напомню, ставил задачу сократить расходы не менее чем на 5% в реальном выражении в течение трех лет. Вот этим надо заниматься.

– Плюс вы можете воспользоваться частью денег, накопленных в Резервном фонде. На Гайдаровском форуме вы дали понять, что реализуете это право уже в ближайшее время…

– Резервный фонд правительства составляет порядка $80 млрд, в рублевом эквиваленте чуть более 5 трлн. Это те средства, которые мы можем направить на поддержку бюджета. Именно для этого этот фонд и создавали. В этом году при любом сценарии нам потребуется использовать часть средств Резервного фонда, это уже неизбежно. Сегодня по закону мы имеем право использовать средства Резервного фонда объемом до 500 млрд руб., и мы рассматриваем возможность уже в январе этим правом воспользоваться.

– Почему уже сейчас?

– Поскольку фонды размещены в иностранных активах, ту часть, которую мы планируем использовать, предстоит конвертировать в рубли. Для этого Центральный банк проведет продажу необходимой суммы на рынке. Причем делать это он будет, исходя из складывающейся ситуации на валютном рынке. Сейчас рубль слабее, чем мы ожидаем в среднесрочной перспективе, потенциал дальнейшего падения цен на нефть, по мнению большинства аналитиков, незначителен, процентные ставки высокие. Совокупность этих факторов означает, что именно сейчас наиболее эффективно для бюджета можно использовать средства Резервного фонда, размещая их на рынке для обеспечения ликвидностью экономики. Цели заработать на колебаниях валютных курсов у Минфина нет. Увеличение объема денежных ресурсов от Минфина будет проводиться в согласованном с ЦБ порядке.

– Вы предлагаете за 2015 год провести реформу, перенеся часть трат, в частности, на силовой блок, на более поздний период и договорившись по сокращению социальных трат. Об экономии каких сумм потенциально может идти речь?

– Сокращение доходов бюджета, причиной которого является резкое снижение цен на нефть, означает, что у бюджета образуется среднесрочный структурный дефицит. Если мы взглянем на структуру нашего бюджета, то на 60% – это расходы на трансферты Пенсионному фонду и оборону. Не сделав определенной оптимизации в этой части расходов, добиться сокращения структурного дефицита бюджета невозможно, поэтому реформы, ведущие к изменению объема расходования средств, но при этом максимально обеспечивающие защищенность наименее обеспеченных слоев населения, – это именно то, что мы предлагаем сделать. Речь идет о сумме в несколько процентов ВВП. Мы ожидаем, что дефицит в 2016 году будет меньше, чем в 2015 году. Если в 2015 году удастся принять решение о структурных изменениях, то 2016 год и последующие должны быть годами восстановления.

– Вы уже вышли с предложением 10% сокращения, этого достаточно?

– За 2015 год помимо 10-процентного сокращения нужно дополнительно оценить обоснованность расходов по целому ряду позиций, с тем чтобы выявить траты, которые можно перенести на более поздние сроки. План-максимум – уже в 2016 году осуществить целый ряд структурных реформ, обратив внимание на военные расходы и трансферты во внебюджетные фонды, прежде всего в Пенсионный фонд. Часть социальных расходов и расходов на силовой блок можно перераспределить на статьи, которые влияют на рост экономики и являются инвестициями в человеческий капитал (образование, здравоохранение). Для этого в 2015 году нужно принять решения по пенсионной реформе, по предоставлению социальных льгот, перейдя на заявительный адресный принцип предоставления последних. Принять решение о том, что не будем любой ценой добиваться индексации всех выплат на уровень инфляции, чтобы не попасть в инфляционную ловушку. Иначе Резервный фонд можно будет проесть за полтора-два года. Кроме того, наша задача – снизить стоимость заемных ресурсов для бизнеса. Для этого, собственно, и нужны структурные реформы. Мы и раньше говорили об их необходимости, но сейчас ситуация такова, что мы не можем их отложить. 
Источник: РБК daily

Комментариев нет

Добавить комментарий