Алина Сапрыкина о грядущих изменениях в Провиантских складах

На прошлой неделе стало известно, что арт-директор центра дизайна Artplay АЛИНА САПРЫКИНА возглавит музейное объединение «Музей Москвы». Контракт заключен на год. О том, что планируется сделать за это время в Провиантских складах, она рассказала корреспонденту РБК daily ОЛЬГЕ АЛЫМОВОЙ.

— В каком состоянии вам достался «Музей Москвы»?

— Мы находимся в нулевой точке реставрации, точнее, на стадии исследования. Сначала проведем анализ этого архитектурного памятника: состояние стен, фундамента, инженерных перекрытий. Только после цельного заключения можно говорить о проекте реставрации. Полгода уйдет на исследования, еще год — на проект. Провиантские склады — один из самых больших архитектурных памятников Москвы, сохранившихся практически в нетронутом виде.

— Какие архитектурные изменения планируются в Провиантских складах?

— Мне бы хотелось убрать все лишнее с исторической территории комплекса и открыть ворота, выходящие на Садовое кольцо. Сейчас ситуация катастрофическая: многие люди, проходящие мимо, даже не в курсе, что за закрытыми дверями действует музей. Мы откроем ворота уже этим летом. Проект летней площадки во дворе сделала молодой архитектор Тамара Мурадова. Участие в некоторых проектах музея могло бы быть интересным для многих молодых художников, архитекторов, студентов, например, из Британской школы дизайна, Школы фотографии Родченко, школы МАРШ. Им интересен творческий диалог с новым местом, ведь раньше Провиантские склады были отчасти чужими для молодежи.

В правом корпусе совместно с ЦДК мы открываем первый в России кинотеатр документального кино. В дальнейшем хочется создать вокруг музея набор дополнительных опций, которые сделают его более комфортным для посетителей: появятся кафе, библиотека, новые экскурсионные программы, детский клуб.

В ближайших планах — демонтаж мойки, которая была установлена в то время, когда на территории Провиантских располагались гаражи Генштаба. Она портит ансамбль Провиантских складов, есть подтверждение от Москомнаследия о возможности ее сноса. Но перед этим мы позовем группу молодых художников, которые распишут ее стены граффити — и в течение недели тематика будет меняться. Сама мойка исчезнет ко Дню города. На ее месте появятся клумбы и кадки с деревьями, а рядом будет детская площадка. Появится сцена, кинозал под открытым небом, который будет также использоваться для мастер-классов.

— Можно ли говорить сейчас о концепции развития музейного комплекса?

— Глобально концепция такова: это музей не только нашего прошлого. В этих стенах хочется рассказывать еще и о настоящем и будущем. Для меня очень важно бережно встроить музей в культурное пространство города. Музей города должен соединить на своих площадках самую разную аудиторию, людей, которые боятся встречаться в одном пространстве. Музей должен нивелировать это расслоение. Не становиться любимым местом избранных, а стать комфортным для всех.

— Вы планируете менять штат? Не опасаетесь, что нововведения будут восприняты в штыки?

— У нас есть сотрудники, которые уже двадцать лет занимаются исследованием коллекции музеев Москвы. Среди молодых специалистов мы никогда не найдем людей с подобным опытом. Конечно, передавать знания молодым — это важно, но старые сотрудники — это наш главный ресурс. В фонде музея миллион единиц хранения, среди которых уникальное собрание фарфора, живописи, скульптуры, нумизматики.

— Нет ощущения, что музей так и остался в прошлом?

— На то есть свои причины. Но сейчас вырисовывается тенденция обращения к культурной традиции прошлого, тема становится модной, неким трендом. Хочется развивать именно эту линию, вместе с тем я планирую проводить здесь выставки современного искусства и привлекать на фестивали актуальных кураторов и художников.

— Провиантские склады находятся в очень выгодном месте — рядом с ЦДХ, Мультимедиа Арт Музеем, парком Горького. Планируете ли вы это как-то использовать, возможно, создать некий культурный квартал?

— Конечно. На нашей территории находится городское экскурсионное бюро, и с его развитием мы сможем сделать общий «культурный маршрут» с посещением парка Горького или выставок в ЦДХ, объединенных общими темами с нашими. В такие программы можно включать бесплатные лекции или скидки на кафе и рестораны, находящиеся на пути культурного маршрута.

— Что намечается в Провиантских складах в ближайшее время?

— Фестиваль «Счастливый тринадцатый», посвященный Москве 1913 года. Это особая эпоха — последний счастливый год перед Первой мировой, перед закатом Российской империи. Мы хотим сделать реконструкцию городского праздника того времени, с театром, вертепом, музыкой, поэтическими чтениями, нарядами. Хотелось бы пригласить выступить с лекциями Леонида Парфенова, Бориса Акунина. Также хотим позвать участвовать известных кураторов — Виктора Мизиано и Евгению Кикодзе, художницу Елену Ковылину, архитектора Ярослава Ковальчука и москвоведа Сергея Никитина, Александра Можаева из «Архнадзора».

Тематический книжный развал пригласим делать «Фаланстер», а угощение по мотивам кухни начала XX века приготовит Иван Шишкин. Есть расхожее мнение, что прошлое сложно мыслить модным. Но если посмотреть приглашения 1913 года, костюмы, фотографии из фойе кинозалов с пальмами, роялями, шампанским, то такой авангард никакому Бартеневу и не снился. На улицах 1913 года мы найдем намного больше красиво одетых женщин, чем сейчас. Мне кажется, тот год был точкой слома в истории России, когда стартовал регрессивный процесс, и отображать это в искусстве очень интересно.

В обозримом будущем мне бы хотелось делать проекты с Евгением Ассом, Николаем Полисским, Александром Бродским или MISHMASH, бесплатные образовательные программы для школьников и студентов об истории искусства совместно с ЦДК. Кроме того, у нас в планах выставочный проект по парку «Зарядье», который планируется на месте бывшей гостиницы «Россия». Сейчас на этом месте открытое пространство: с одной стороны — Кремль, с другой — изнанка Варварки, а под ногами — луг, переходящий в реку у Китайгородской стены. Было бы здорово сделать выставку проектов нового парка и показать его исторический облик в фотографиях.

В июле у музея был задуман фотопроект «Город — единство непохожих. Многонациональный облик Москвы». И у нас как раз была запланирована покраска внешних фасадов Провиантских, для чего их необходимо затянуть классической строительной сеткой. Мы подумали, что выставочный фотопроект можно разместить поверх сетки — большие снимки жителей Москвы начала XX века из архива музея. Сейчас мы выбираем фотохудожника, который бы взялся за дополнение архивных материалов фотографиями современных городских типов.Источник: РБК daily

Комментариев нет

Добавить комментарий