Акции «Аэрофлота» отыграли падение на фоне слухов о санкциях
«Аэрофлот» отыграл падение на Московской бирже, которое было спровоцировано слухами о закрытии транссибирского маршрута для европейских и американских авиакомпаний в начале прошлой недели. Всего за первые четыре дня с момента появления слухов акции компании подешевели почти на 14%, но за прошедшую неделю почти полностью восстановились.
Акции «Аэрофлота» начали падение 5 августа на фоне новостей о возможном закрытии транссибирских коридоров для европейских авиакомпаний с отметки 49 руб. за акцию и 7 августа достигли 42,8 руб. За прошедшую неделю цена бумаг авиакомпании почти полностью восстановилась, дойдя в пятницу вечером до уровня 48,6 руб.
О том, что вопрос о возможном закрытии транссибирских коридоров для европейских авиакомпаний обсуждается правительственными чиновниками, сообщало на прошлой неделе агентство Bloomberg со ссылкой на свои источники. В случае введения Россией запрета на пролеты иностранных компаний над своей территорией «Аэрофлот» потерял бы роялти, которые он получает с 1970-х годов. По оценке аналитика Raiffeisenbank Константина Юминова, сумма выплат «Аэрофлоту» составляет около $250–300 млн в год. Такую же оценку — около 300 млн долл. в год — приводил в конце 2012 года журнал Forbes со ссылкой на свои источники.
Но закрыть воздушное пространство в одностороннем порядке непросто, говорит источник РБК, знакомый с ходом обсуждения. Дело в том, что между авиационными властями государств заключены межправительственные соглашения, в которых прописаны все обязательства стран друг перед другом, в том числе и пролет по транссибирским магистралям. Несоблюдение соглашений в одностороннем порядке может повлечь за собой ответные санкции, говорит источник. По его словам, чтобы не пустить европейские или американские компании в небо над Сибирью, у России должны быть веские основания: например, систематическое грубое несоблюдение этими перевозчиками безопасности полетов. Но и в этом случае все нарушения должны быть четко зафиксированы и записаны, объясняет он.
Межправительственные соглашения дают возможность зарубежным авиакомпаниям летать над Сибирью, говорит главный редактор отраслевого агентства «Авиапорт» Олег Пантелеев. Но компании, которые пользуются этими коридорами, должны заключать коммерческие договоры с «Аэрофлотом» и выплачивать «пролетные» деньги именно ему как правопреемнику советского «Аэрофлота», объясняет эксперт. Это подтверждает источник, близкий к совету директоров авиакомпании.
«Скорее всего, именно поэтому пока никаких шагов не предпринято», — предполагает источник. По его словам, идея об ограничении транзита воздушных судов над Сибирью может обсуждаться в правительстве, но санкции вряд ли будут применены. Это «живые», большие деньги, и никто не хочет их терять, говорит он.
«Аэрофлот» действительно может навсегда потерять роялти, если Россия введет временные ограничения на транзит, говорит источник, близкий к совету директоров авиакомпании. После того как действие санкций прекратится, европейские и американские компании ни за что не согласятся вновь платить «пролетные» деньги, считает он. Закрытие транссибирских маршрутов для европейских компаний станет серьезным ударом для всей гражданской авиации, говорит он. Представитель «Аэрофлота» ситуацию комментировать не стал.
Рост котировок «Аэрофлота» связан с эффектом «низкой базы»: акции авиакомпании ранее падали сильнее рынка, а теперь, соответственно, быстрее растут, объясняет аналитик ИК «Регион» Алла Юрова. К 19.00 пятницы индекс ММВБ показал рост на 0,7%. Отсутствуют негативные кризисные новости, нет развития истории с возможным запретом на транзит воздушных судов, и «Аэрофлот» растет увереннее, считает эксперт. За пятницу акции перевозчика выросли на 0,73%, до 48,6 руб.Источник: РБК daily