«Аэрофлот» разрешил агентствам демпинговать
«Аэрофлот» отменил запрет для агентов продавать билеты дешевле тарифов на его официальном сайте. Антидемпинговая мера продлилась меньше месяца. По версии авиакомпании, целью запрета было выявление недобросовестных продавцов. Но агенты указывают на отток клиентов «Аэрофлота» к конкурентам.
«Аэрофлот» разослал агентствам новую телеграмму, которой снимает запрет на продажу авиабилетов «по тарифам ниже тарифов компании, опубликованных GDS» (копия есть у РБК daily). Почти месяц назад «Аэрофлот», а также «Трансаэро» и S7 Airlines запретили продавцам демпинговать под угрозой расторжения агентского соглашения. Новой директивой «Аэрофлот» все же оставляет за собой право в случае «значительного дисконтирования» отключить агента «от информационных ресурсов «Аэрофлота» без предварительного уведомления».
Представитель «Аэрофлота» пояснил, что январская мера была временной. С целью выявления недобросовестных продавцов в течение месяца коммерческие службы компании проводили беседы с агентствами, сказал он. Впрочем, по его словам, по итогам этих бесед агентские соглашения ни с кем не расторгнуты.
Опрошенные РБК daily представители агентств Biletix, OzonTravel, Pososhok, «Агент.ру» (в 2013 году они продали около 5 млн авиабилетов) утверждают, что с ними не проводилось никаких бесед и других разъяснений коммерческой политики авиакомпании в отношении сетей дистрибуций, за исключением телеграмм.
Один из партнеров «Аэрофлота» считает, что снятие запрета может быть связано с тем, что «продажи авиакомпании перестали расти». Представитель «Аэрофлота» это не комментирует, предлагая дождаться квартальной отчетности. В январе продажи «Аэрофлота» по сравнению с январем 2013 года не изменились, а в «Трансаэро» увеличились более чем на 30%, говорит зампред правления группы компаний «Агент.ру» Андрей Чудаков.
«В январе произошло существенное снижение продаж «Аэрофлота», авиакомпания потеряла до 25% своего объема в продажах через наше агентство, — передал директор по развитию Pososhok.ru Кирилл Фаминский. — Продажи «Трансаэро» и S7 Airlines выросли примерно на 15% по каждой авиакомпании». Фактически произошло перетекание пассажиропотока из «Аэрофлота» в «Трансаэро» и S7 Airlines, подчеркнул г-н Фаминский. Все опрошенные агентства такую динамику подтверждают.
Генеральный директор агентства Biletix Александр Сизинцев считает, что на продажах также сказалось то, что с января «Аэрофлот» обнулил комиссионные вознаграждения агентам. «Некоторые агенты предпочитали делать упор на стимулирование продаж билетов авиакомпаний, сохранивших агентские комиссии», — считает он.
В «Аэрофлоте» не исключили такой возможности, однако оговорились, что авиакомпания не борется за покупателей дешевых билетов, ей интересен премиальный сегмент.
«Сейчас около 23% авиабилетов «Аэрофлота» — прямые продажи авиакомпании, остальное реализуется через различные дистрибутивные сети, в том числе через агентства, — говорит гендиректор авиаконсолидатора «Випсервис» Дмитрий Горин. — В «Трансаэро» прямые продажи составляют около 25%, в S7 Airlines — 30%».
За девять месяцев 2013 года «Аэрофлот» потратил 138 млн долл. на выплату комиссий агентствам, в 2012 году — 151 млн долл., говорит аналитик ИФК «Метрополь» Андрей Рожков. «Трансаэро», наоборот, увеличила комиссию с начала 2014 года на 2 п.п., сейчас агентства получают около 5% с продажи билетов этой компании, рассказали в агентствах. Базовая агентская комиссия S7 Airlines составляет также около 5%.
Антидемпинговые телеграммы двух других российских компаний — «Трансаэро» и S7 Airlines — пока не отменены, говорят их представители. Но 21 января (спустя десять дней после их появления) гендиректор «Трансаэро» Ольга Плешакова написала на своей странице в Facebook, что «авиакомпания будет снимать введенное ограничение индивидуально, на основе переговоров со своими коммерческими партнерами».
«Аэрофлот» мог испытывать сложности с применением санкций, в результате отмена запрета стала экономически целесообразной, предполагает аналитик ИК «Регион» Алла Юрова. В любом случае отношения авиакомпаний с агентствами еще будут претерпевать изменения, что вынудит посредников к трансформации своей традиционной бизнес-модели, добавил аналитик. Представители агентств с таким прогнозом согласны.Источник: РБК daily