Выставка Хуана Миро открылась в Московском музее современного искусства
В Московском музее современного искусства (ММСИ) на Гоголевском бульваре в рамках фестиваля «Черешневый лес» открылась масштабная выставка «Хуан Миро. Образы» из собрания Фонда Пилар и Хуана Миро на Майорке.
Приуроченная к 120-летию мастера, она включила более 70 картин, скульптур, керамики, графических работ и иллюстраций одного из главных сюрреалистов XX века.
С Майоркой знаменитого на весь мир художника связывало многое. Там родилась его жена Пилар. Там, с женой и дочерью, Миро было суждено прожить почти пять лет во время фашистской оккупации Парижа в 1939-м и закончить, возможно, одну из самых удивительных своих серий «Созвездия». Сам художник позже называл ее главной в своей жизни, и именно после выставки произведений из нее в 1945 году в Париже и началась его мировая слава. Наконец, на Майорке он провел около тридцати последних лет жизни и в 1979 году открыл здесь собственный фонд («…чтобы молодые художники могли прийти сюда работать и выставлять свои произведения»), которому, после смерти художника в 1983 году, перешла масса его работ и мемориальных вещей. Именно на этих произведениях, созданных в основном начиная с 1960-х годов, и построена выставка в ММСИ.
Экспозиция в музее делится на восемь разделов, каждый из которых посвящен тому или иному образу («Все, что я рисую, я видел в полях или на морском берегу»), который Миро едва ли не всю жизнь поэтизировал в своих работах — «Пейзаж», «Птица», «Голова», «Женщина»… Цитаты самого мастера поясняют появление то тут, то там тех или иных символов или объектов. Например, раздел «Глаз» снабжен цитатой Миро, который с сюрреалистическим жаром рассказывает: «Мне нетрудно объяснить вам, откуда берутся мои персонажи с глазами повсюду: глаз на лице, глаз на ноге, глаз на спине или глаза на стеблях или на кончике своеобразного рога. Они восходят к романской часовне, где есть ангел, у которого глаза вместо перьев. У другого романского ангела глаз находится на руке, прямо на ладони. Я видел их в Барселоне, когда был еще ребенком. Глаз всегда зачаровывал меня…»
Здесь выставлены как крупноформатные живописные работы, так и наброски, рисунки, включая длиннющий, похожий на развернутый свиток, усеянный символами настоящий памятник женщине или «вселенной», как называл их Миро. Скульптуры с поэтическими названиями («Птичьи гнезда на цветущих пальцах») и книжные иллюстрации. Но, пожалуй, самые интересные экспонаты находятся в «мастерской художника» — воссозданном уголке реальной студии Son Boter Миро в Пальме. С мебелью, с будто не остывшей еще палитрой и кистями, мольбертом и эскизами незавершенных работ.Источник: РБК daily