ВТБ вместе с Якубовским и Митволем застроит Подмосковье складами и доступным жильем
Как выяснил РБК, известный адвокат Дмитрий Якубовский совместно с ВТБ собирается вложить почти 50 млрд руб. в строительство двух логистических центров в Московской области: оба проекта недавно внесены в московскую программу развития транспортного комплекса до 2020 года. Кроме того, инвесторы планируют возвести недалеко от своих терминалов социальное жилье.
Реализовывать проекты будет ООО «Компания Сити Лэнд Групп» (СЛГ), рассказал источник в СЛГ и подтвердил заместитель председателя совета директоров ООО Став Якоби.
Якубовский контролирует примерно 61% СЛГ, ВТБ — напрямую и через «дочку» «Галс-Девелопмент» — более 27%. Миноритарными совладельцами СЛГ являются бывший префект Северного административного округа Олег Митволь и бизнесмен Александр Пономарев (см. схему на стр. 7).
РЖД пообещала загрузку
Терминально-логистические центры (ТЛЦ) займут примерно 700 га возле железнодорожных станций Ступино и Можайск. Якубовский рассказывает, что планируемая мощность, подтвержденная техническими условиями РЖД, составит до 12 млн т продукции в год. На всю мощность уже заключены take off contracts (условный договор купли-продажи, то есть подтверждение со стороны грузоперевозчика о том, что мощности предприятий будут загружены.
Площадь самих ТЛЦ Якубовский и Якоби не уточнили. Застройщик для проектов еще не выбран: по словам Якубовского, его определят на конкурсе до конца этого года.
Как выяснил РБК, проекты обоих ТЛЦ уже внесены в московскую подпрограмму «Терминально-логистические центры» (часть «Программы развития транспортного комплекса московского региона на период до 2020 года», принятой в декабре 2013 года Минтрансом). Информация об этом содержится на сайте Министерства транспорта Московской области.
Создание «Ступино СЛГ» и «Можайск СЛГ» фигурируют в целевой части этой подпрограммы, совокупные расходы на центры — 49 млрд руб. (21 млрд и 28 млрд руб. соответственно). В 2015 году инвестор потратит на «Ступино СЛГ» 6 млрд руб., в 2016-м — еще 6 млрд руб., в 2017м — 8,8 млрд руб. Основной объем инвестиций в «Можайск СЛГ» запланирован на 2015 год — 12,3 млрд руб., в 2016-м должно быть вложено еще 6 млрд руб., в 2017-м — 8,8 млрд руб. Все средства — внебюджетные. Якубовский не стал комментировать эти цифры, но сказал, что деньги планируется занять в ВТБ. Пресс-служба ВТБ комментировать это отказалась.
В РЖД РБК подтвердили, что выдали этим двум ТЛЦ технические условия. Также в письме начальника центральной дирекции РЖД Сергея Хронопуло на имя гендиректора «Сити Лэнд Групп» от марта 2014 года (есть в распоряжении РБК) говорится, что РЖД «прорабатывает вопрос по подключению терминалов «Ступино СЛГ» и «Можайск СЛГ» к железнодорожной инфраструктуре общего пользования». Там также подтверждается, что эти два ТЛЦ вошли в состав программы развития транспортного комплекса.
В пресс-службе РЖД рассказывают, что в соответствии с программой госкомпания разработала план-график по закрытию грузовых дворов, расположенных в границах Малого кольца МЖД с учетом поэтапного ввода в эксплуатацию новых ТЛЦ в Москве и Московской области. Этот график предусматривает создание в 2014—2015 годах четырех крупных ТЛЦ: «Ховрино», «Москва-Товарная-Ярославская» (рядом с платформой Северянин), «Кунцево-2» и «Люблино». В ближайшие два года РЖД совместно с правительством Москвы разработают проекты планировки территорий будущих ТЛЦ с прилегающими к ним улично-дорожной сетью и промышленными зонами.
После 2016 года московские грузовые дворы должны заменить восемь новых ТЛЦ — помимо «Ступино СЛГ» и «Можайск СЛГ» это Дмитровский межрегиональный мультимодальный логистический центр, ТЛЦ «Папивино» (Клинский район), ТЛЦ «Белый Раст» (Дмитровский район; инвестор — РЖД), ТЛЦ «Рыльково» (Можайский район), ТЛЦ «Котово» (Калужская область) и ТЛЦ «Феско-Усады» (Ступинский район; инвестор — Fesco). Общие инвестиции в центры до 2020 года — 252 млрд руб. бюджетных и внебюджетных средств. Объем грузов, проходящих через Московский железнодорожный узел сейчас составляет примерно 84,3 млн т, к 2020 году планируется увеличение до 115,1 млн т.
«Это будет целый город»
СЛГ также планирует строить малоэтажное жилье — до пяти этажей — как раз недалеко от станций Ступино и Можайск, говорит Якоби. Здесь, по его словам, может появиться около 25 млн кв. м социального жилья. Это объем, сопоставимый с размером всей федеральной программы «Жилье для российской семьи». Но проект будет «растянут на долгие годы», объясняет Якоби, строительство должно начаться после ввода ТЛЦ.
Митволь уточнил, что инвестиции могут составить 400—500 долл. за 1 кв. м. Если так, то весь запланированный к строительству объем может потребовать более 12 млрд долл. инвестиций (свыше 400 млрд руб. по текущему курсу ЦБ). Директор по маркетингу и связям с общественностью компании MR Group (строит жилье и коммерческую недвижимость) Евгения Старикова считает, что цена будет выше — около 29 тыс. руб. за 1 кв. м, тогда вся стройка обойдется более чем в 700 млрд руб.
Заявленного объема жилья хватит, чтобы расселить около 800 тыс. человек — это немного больше населения Ярославля, удивляется председатель совета директоров «Бест-Новострой» Ирина Доброхотова. Хотя, например, район Ступино она называет «теоретически интересным направлением, обладающим транспортной доступностью». Если предположить, что 25 млн кв. м — это общая площадь, то продаваемая составит примерно 17 млн кв. м. «Даже если весь рыночный спрос, который сегодня есть на юго-востоке, хлынет в этот проект, и здесь будет продаваться по 100 тыс. кв. м ежегодно, то процесс строительства, продажи и расселения растянется на 75 лет», — подсчитала Доброхотова. По ее мнению, 5,9 тыс. га земли, имеющейся у СЛГ, хватит, чтобы возвести такой объем недвижимости.
«Это будет целый город», — согласен Митволь. Интерес к проекту может быть в том числе у Минобороны, надеется он, но подчеркивает, что «никаких договоренностей еще нет».
Доброхотова считает, что для заселения такого количества жилья необходимо проработать вопрос приложения труда в районах стройки. «Один логистический центр всех этих людей точно не прокормит. Существующих автомобильных и железных дорог явно недостаточно», — предупреждает она.
Пресс-служба ВТБ проект, связанный с жильем, также не стала комментировать.
Источник: РБК daily