Военные, по ошибке сбивавшие гражданские самолеты, не признают свою вину
Правительствам разных стран почти никогда не удавалось найти общий язык, когда речь заходила о попытках установить ответственного за гибель пассажирского авиалайнера, по ошибке сбитого военными чужого государства. Какие бы авторитетные комиссии ни привлекали стороны к расследованию инцидентов, всякий раз тот, кого подозревали в бессмысленном и жестоком уничтожении десятков людей, находил доводы для оправдания. РБК вспоминает наиболее известные споры такого рода последних десятилетий.
Корейский «Боинг», сбитый советским истребителем
В 1983 году из-за Boeing 747 корейской авиакомпании Korean Air Lines, сбитого советским истребителем недалеко от Сахалина, серьезно обострились отношения СССР с США, Южной Кореей и рядом западных стран.
1 сентября корейский «Боинг» летел по маршруту Нью-Йорк — Сеул с дозаправкой в Анкоридже (Аляска). Он отклонился от курса более чем на 500 км, дважды нарушал воздушное пространство СССР и в итоге был сбит. Обломки рухнули в море, все находившиеся на борту (246 пассажиров и 23 члена экипажа) погибли.
Советская сторона впервые официально сообщила об инциденте 3 сентября: ТАСС заявил, что самолет нарушил границу СССР, а потом, уже покинув воздушное пространство Советского Союза, исчез с экранов радаров. Позднее Москва признала факт уничтожения «Боинга», а официальную позицию 9 сентября изложил начальник Генштаба Вооруженных сил СССР Николай Огарков. По его словам, нарушение воздушного пространства страны было спланированной разведывательной акцией.
Американский президент Рональд Рейган назвал уничтожение самолета «преступлением против человечества», а также «актом варварства и нечеловеческой жестокости». Представитель США в ООН Джин Килпатрик заявила: «Цивилизованные страны не признают отклонение от маршрута преступлением, за которое полагается смертная казнь».
В поисковой операции принимали участие корабли СССР, США и Японии, но их действия были плохо скоординированы. Через два месяца советским водолазам удалось найти приборы самолетов, в том числе бортовые самописцы.
В ходе расследования, проведенного советской стороной, выяснилось, что незадолго до того, как корейский «Боинг» в первый раз нарушил границу СССР, с ним сблизился американский самолет-разведчик RC-135. В какой-то момент на радарах они слились в одну точку, после чего один самолет полетел в глубь советского воздушного пространства, а другой — по маршруту, близкому к международной воздушной трассе R20. Самолетом-нарушителем оказался пассажирский «Боинг», и, по версии советской стороны, его приняли за американский разведчик и сбили.
Комиссия Международной организации гражданской авиации (ИКАО) по итогам расследования 1983 года пришла к выводу, что причиной отклонения «Боинга» от курса, скорее всего, стал неправильно настроенный автопилот. В 1993 по указанию президента России Бориса Ельцина в ИКАО были переданы копии записей бортовых самописцев корейского «Боинга» и переговоров между советскими командными пунктами на Дальнем Востоке. Второе расследование ИКАО подтвердило выводы первого. Кроме того, специалисты отметили, что, судя по всему, пилоты «Боинга» ничего не знали об отклонении маршрута и не видели советские истребители.
Российский Ту-154, сбитый украинской ракетой С-200
Россия и Украина до сих пор не пришли к единому мнению о том, что стало причиной гибели Ту-154 российской авиакомпании «Сибирь», сбитого над Черным морем.
4 октября 2001 года самолет совершал рейс по маршруту Тель-Авив — Новосибирск и на высоте 11 тыс. км был сбит украинской зенитной ракетой С-200. Все находившиеся на борту люди (66 пассажиров и 12 членов экипажа) погибли.
Первоначально основной версией причины катастрофы был объявлен теракт. Это объяснялось в том числе и тем, что тремя неделями ранее (11 сентября) произошла крупная террористическая атака на Нью-Йорк и Вашингтон. Также рассматривалась версия о технических причинах гибели лайнера, однако в авиакомпании «Сибирь» сразу заявили, что Ту-154 был одним из лучших в авиапарке и им управлял опытный экипаж.
Вскоре в СМИ со ссылкой на заявления представителей администрации президента США появились сообщения о том, что самолет мог быть сбит ракетой класса «земля-воздух», запущенной во время учений украинской армии в Крыму. Украинские военные сначала опровергли эту версию: министр обороны Александр Кузьмук заявил, что учения не состоялись, а пресс-служба ВМС Украины отметила, что они начались после авиакатастрофы.
Однако уже 5 октября премьер-министр Украины Анатолий Кинах признал, что версия об украинской ракете имеет право на существование. После этого Кузьмук заявил следующее: «Мы знаем, что причастны к трагедии, хотя ее причины до конца пока не установлены». Вскоре президент страны Леонид Кучма признал, что Ту-154 был непреднамеренно сбит ракетой украинских войск ПВО над Черным морем, Кузьмук был отправлен в отставку.
Расследованием инцидента занимались специально созданная в России комиссия под руководством секретаря Совета безопасности Владимира Рушайло, комиссия Межгосударственного авиационного комитета (МАК) и комиссия Минтранспорта РФ. Комиссия МАК пришла к выводу, что самолет был сбит ракетой С-200. Военные эксперты подчеркивали, что имела место не техническая ошибка, а человеческий фактор: оператор комплекса не стал определять расстояние до цели, а просто выбрал самую крупную из обнаруженных наземным радаром.
В 2008 году Министерство обороны Украины начало собственное расследование обстоятельств гибели Ту-154. В 2011 году специалисты Киевского научно-исследовательского института судебных экспертиз (КНИИСЭ) и Харьковского института воздушных сил имени Кожедуба пришли к выводу, что ракета разорвалась на расстоянии 780 м от самолета и уничтожить его не могла. Других возможных причин катастрофы украинская сторона не назвала.
Иранский аэробус A300, сбитый американским крейсером «Винсеннес»
В 1988 году руководители США и Ирана кардинально разошлись в оценках инцидента в Персидском заливе, в ходе которого американский ракетный крейсер «Винсеннес» сбил аэробус А300 иранской авиакомпании Iran Air.
3 июля самолет отправился по маршруту Тегеран — Дубай с промежуточной посадкой в иранском Бендер-Аббасе. Вскоре после вылета из Бендер-Аббаса он был сбит зенитными ракетами, выпущенными с «Винсеннеса». Все находившиеся на борту аэробуса 290 человек (274 пассажира и 16 членов экипажа) погибли. Крейсер в это время находился в территориальных водах Ирана — он преследовал иранские катера, с которых ранее был обстрелян запущенный с «Винсеннеса» вертолет, и потопил два из них.
По версии американской стороны, экипаж «Винсеннеса» ошибочно принял аэробус за истребитель F-14 — эти самолеты находились на вооружении ВВС Ирана. В качестве доказательств приводились данные о том, что полетный профиль А300 был похож на профиль выхода в атаку F-14. Кроме того, аэропорт Бендер-Аббаса был не только коммерческим, но и служил базой для иранских истребителей.
В США утверждали, что с крейсера четырежды передавались предупреждения на военной частоте и трижды — на аварийной частоте, используемой гражданскими самолетами, однако ответа от экипажа лайнера не последовало. Когда А300 приблизился к «Винсеннесу» на расстояние 14 км (минимальный радиус действия ракет — 10 км), капитан Уильям Роджерс III принял решение атаковать самолет.
Президент США Рональд Рейган признал ответственность американских военных, назвав случившееся «страшной человеческой трагедией». При этом Рейган подчеркнул, что пуск ракет был «надлежащей оборонительной акцией», а экипаж крейсера действовал в соответствии с приказом. Джордж Буш-старший в рамках предвыборной кампании 1988 года, комментируя инцидент с иранским аэробусом, заявил: «Я никогда не стану извиняться за Соединенные Штаты Америки. Мне все равно, что бы там ни случилось на самом деле». В ноябре Буш выиграл президентские выборы.
По версии иранской стороны, американцы сбили гражданский самолет намеренно. На предупреждения с «Винсеннеса», которые посылались в адрес «неопознанного иранского самолета», пилоты А300 не отвечали, так как не считали свой самолет неопознанным. Кроме того, авиадиспетчеры стран Персидского залива обвинили ВМС США в том, что они регулярно игнорировали сигналы, позволяющие отличить гражданский самолет от военного. Духовный лидер Ирана аятолла Хомейни призвал сторонников ответить ударом на удар и взорвать американский самолет.
В июле 1988 года по инициативе Ирана было созвано экстренное заседание Совета безопасности ООН. Министр иностранных дел Ирана Али Акбар Велаяти заявил, что американские политики, принимая решение о размещении военных кораблей в Персидском заливе, «осознавали неизбежность подобных трагедий и ничего не сделали для их предотвращения». Представлявший США вице-президент Буш-старший возложил ответственность на иранскую сторону, которая, по его словам, не предотвратила полет гражданского самолета в районе боевых действий.Источник: РБК daily