В прокате «Гравитация» Альфонсо Куарона с Сандрой Буллок и Джорджем Клуни
На открытии Венецианского кинофестиваля Сандра Буллок и Джордж Клуни летали в космосе в одной из самых красивых (спасибо режиссеру Альфонсо Куарону, а в первую очередь — оператору Эммануэлю Любецки) историй о космосе. Но одновременно «Гравитация» — один из самых грустных фильмов о том, суждено ли человеку наслаждаться этой красотой.
Доктор Райан Стоун (Буллок) — в своем первом космическом полете, ветеран астронавтики Мэтт Ковальски (Клуни), наоборот, завершает карьеру, для него этот полет должен стать последним. Непредвиденное происшествие лишает их корабля, товарищей и почти всех запасов кислорода. Вдвоем в открытом космосе они должны добраться до Международной космической станции, а затем до китайской станции. Только так они смогут хотя бы попытаться вернуться домой.
«Гравитация» красива до невозможности. Оператор Эммануэль Любецки и британская компания Framestore ruen, специализирующаяся на спецэффектах, сделали все, чтобы заставить зрителя оказаться в шкуре героев, поразиться видам Земли из космоса, почувствовать окружающую пустоту со всех сторон, увидеть, как под самыми невероятными углами из ничего вдруг возникает нечто — космический мусор, мертвый коллега, китайская станция. Для контраста имеются забавные кадры с парящими винтиками и слезами доктора Стоун. Но они лишь добавляют ясности насчет того, что возможности 3D этим не ограничиваются, что не это баловство важно.
Если вспоминать о предшественниках, то героиня Сандры Буллок — такой оммаж «лейтенанту Рипли» Сигурни Уивер. Из «Космической Одиссеи» Стэнли Кубрика процитированы целые эпизоды. Оба они, а также весьма средняя «Миссия на Марс» Брайана Де Пальмы и отличные «Парни что надо» Филипа Кауфмана — о покорении космоса в высшем понимании слова «покорение» (не добыча полезных ископаемых, а встреча с пугающей неизвестностью и преодоление себя). Фильм Куарона и Любецки тоже в определенном смысле об этом. Кстати, сыгравший у Кауфмана Эд Харрис фигурирует в титрах «Гравитации», что, конечно, неспроста.
Главное, что цепляет в «Гравитации» и держит еще долго после просмотра, связано со всем выше написанным сразу. Со страхом и красотой. «Жизнь в космосе невозможна», — гласит титр в начале фильма. Но только оттуда человек может увидеть пейзажи, над созданием которых работал оскароносный Эммануэль Любецки (еще это можно увидеть при помощи технологии IMAX, что не так романтично). И если доктор Стоун — панический страх, то Мэтт Ковальски — не только опыт и, соответственно, трезвая оценка ситуации, но и смелость уйти в эту красоту до полного растворения с ней. Альфонсо Куарон неоднократно признавался, что в детстве с равной силой мечтал стать режиссером и астронавтом. Его фильм для таких же романтиков, как он сам, для тех, кто в детстве мечтал быть космонавтом, а не генеральным директором. Их долго не отпустит.Источник: РБК daily