В Москве выступила труппа Bejart Ballet Lausanne
Гастроли швейцарской труппы, основанной великим хореографом Морисом Бежаром, проходили на сцене Большого театра как этап международного балетного фестиваля «Век «Весны священной» — век модернизма».
Четыре балета программы созданы в разное время разными хореографами, три из них принадлежат Бежару. Мастер мог быть разным — и автором громадных представлений на стадионах, где братались разные виды искусств, и создателем относительно камерных, чисто танцевальных опусов, которые тем не менее становились событием в истории мирового балета. «Кантата 51», с которой начались показы, поставлена на музыку Баха и — в иносказательной форме — прославляет Благовещение. Здесь все залито светом, царит белый цвет, звучит изумительное «парящее» сопрано. Стремительные вращения танцовщика-ангела, совершающего променад в сопровождении соратниц — двух порхающих балерин, словно окружают возвышенной аурой спящую женщину.
Последующий общий танец, и на пуантах, и в свободной пластике, с участием «адресата», бережно несущего свое, преображенное отныне тело, знаменует преображение духа. Дева движется так, словно боится что-то расплескать, одновременно не сдерживая ликования.
Балет «Синкопа» тоже посвящен сну, но в другом разрезе. Спектакль отсылает к таинственному миру, который автор балета, глава бежаровской труппы Жиль Роман, называет «бессознательным состоянием, во время которого наш мозг может что-то вообразить, все выдумать, все пересмотреть».
Некий юноша (в тонком исполнении Габриэля Аренаса Руиса) то и дело падет в обморок, непонятно отчего. В забытьи герою предстают видения — сюрреалистический коллаж. Кресло становится дыркой, в которую можно провалиться, по комнате шастают (а может, летают) странные птицы и существа в прозрачных блузах. Даже лампа оживает и танцует (звезда труппы Элизабет Рус предстает стильной брюнеткой в фантазийной шляпе с подсветкой). Рисунок движений то чинный и медленный, то отрывистый и быстрый, как игры разума — они всегда прихотливы, не говоря уже о буйстве подсознания.
Маленькая композиция «Приношение Стравинскому» — дар Бежара композитору, чья музыка вдохновила хореографа на собственную «Весну священную» — один из самых ярких балетов XX века. Именно с партитурой Стравинского Бежар дебютировал как хореограф, поставив фрагменты «Жар-птицы». На склоне лет, перед кончиной в 2007 году, он создал балет «Игорь и мы». Оттуда фрагмент с мужским соло под голос Стравинского на репетиции. Звук голоса материализуется в танцовщике, одетом в дирижерский фрак. Он в свою очередь благословляет на танец балерину с партнером, и начинается красивое неоклассическое па-де-де на музыку Концерта для скрипки с оркестром ре мажор. Движения инспирированы не только Стравинским, но и главной драгоценностью — символически подаренной дуэту скрипкой.
Бежаровская «Весна священная» стала в свое время триумфальным возвращением балета в художественное европейское пространство. После двух версий в антрепризе Сергея Дягилева (первая сделана Нижинским в 1913 году, вторая — Мясиным в 20-е годы) никто особо не рвался исследовать глубины «варварской» музыки. Может быть, в Европе не забыли немыслимый скандал, разразившийся в Париже в момент премьеры Нижинского.
Бежар отважно взялся за дело — и выиграл. Он не стал повторять предшественников и ставить балет про архаический обряд плодородия с человеческим жертвоприношением. Посвятив танец «основному инстинкту» человека — его сексуальности, Бежар создал зрелище, от которого невозможно оторваться.
Кажется, что мужчины и женщины рождают брутальные телодвижения здесь и сейчас, на наших глазах, потому что время пришло, животворящая сила весны ударила по нервам, голова затуманилась желанием, а бушующая мускульная сила ищет разрядки. Здесь надо танцевать так, словно тела пронзило молнией. И большинство артистов демонстрируют это с захватывающей достоверностью.Источник: РБК daily