В Абхазии состоялись выборы президента
В воскресенье в Абхазии состоялись досрочные президентские выборы, по предварительным данным, в них приняли участие более половины избирателей. В своей агитации перед выборами ни один из кандидатов не поднимал вопрос вхождения Абхазии в состав России, отношения с Москвой они хотели бы закрепить в новом большом договоре.
Проголосовали больше половины
Выборы президента Абхазии можно считать состоявшимися, так как по состоянию на 16.00 мск воскресенья проголосовали почти 56% населения, сообщил ИТАР-ТАСС со ссылкой на ЦИК республики. В них, по данным абхазского Центризбиркома, могли принять участие 132 861 человек, их проведение обошлось бюджету республики в 8 млн руб. Участвовать в голосовании было запрещено 22 тыс. грузин, проживающих в Абхазии.
По плану избирать главу государства граждане должны были только в 2016 году — до этого срока в 2011 году президентом был избран Александр Анкваб. Однако в конце мая коалиция оппозиционных сил во главе с лидером партии «Форум народного единства» Раулем Хаджимбой и руководителем организации ветеранов абхазско-грузинской войны «Аруаа» Виталием Габниа провела массовые акции протеста против президента, итогом которых 1 июня стала отставка Анкваба.
В выборах приняли участие четыре кандидата на пост президента, все они — выходцы из силовых органов, генералы. Помимо Хаджимбы, в разные годы занимавшего посты министра обороны, премьер-министра и вице-президента, это и.о. руководителя службы безопасности Аслан Бжания, и.о. министра обороны Мираб Кишмария и экс-министр внутренних дел Леонид Дзапшба. Из этой четверки только Бжания не поддержал протесты и отставку президента Анкваба.
По данным московского Института социального маркетинга, если бы выборы прошли в предыдущее воскресенье, за Рауля Хаджимбу проголосовали бы 51% избирателей при явке 74%, за Аслана Бжанию — 30%, за Мираба Кишмарию — 13%, за Леонида Дзапшбу — 6%. Хаджимба впервые за лето, по данным исследования, преодолел порог в 51% голосов, что обещает ему победу в первом туре. Исследование проводилось с 11 по 16 августа, были опрошены 1000 респондентов из числа взрослого населения республики.
Председатель думского комитета по делам СНГ Леонид Слуцкий в разговоре с РБК в конце прошлой недели сказал, что Россия не поддерживает кого-либо из кандидатов, она ограничилась отправкой в Абхазию своих наблюдателей.
Договор с Россией
Ни один из кандидатов в ходе кампании не высказывался за вхождение Абхазии в состав России или за получение ассоциированного членства. Все кандидаты говорили о необходимости расширения договорной базы или подписания нового договора о стратегическом сотрудничестве.
По мнению Хаджимбы, Россия заинтересована в том, чтобы Абхазия укреплялась в качестве независимого, социально и экономически развитого государства. Он считает, что Абхазии и России нужен общий оборонный контур, новая договорно-правовая база, направленная на дальнейшее развитие стратегического партнерства.
Бжания также считает необходимым «сделать очередной шаг в развитии российско-абхазского стратегического партнерства и вывести отношения на качественно новый уровень». Об этом же говорили Кишмария и Дзапшба.
Тема ассоциации с Россией на уровне общественной дискуссии в Абхазии обсуждалась с начала мая, высказывались аргументы за и против. «В целом и на уровне государственных структур, и на уровне общественных организаций отношение здесь к понятию «ассоциация» оказалось довольно скептическим. После событий 27 мая я не слышал в Абхазии обсуждения словосочетания «ассоциированные отношения», — рассказал РБК посол России в Абхазии Семен Григорьев.
Выход абхазско-российских отношений на новый уровень и то, каким он будет, зависит от решения существующих проблем, говорит посол. Кандидаты называют эти проблемы, замечает Григорьев: есть необходимость большей координации в военных вопросах и области безопасности, в распространении на Абхазию российских социальных стандартов, много говорится о режиме российско-абхазской границы на реке Псоу, что особенно актуально в туристический сезон. Как их решать — заключением договора о стратегическом союзе или новых межправительственных соглашений — предмет переговоров, которые могут начаться после избрания нового президента и формирования правительства, рассказал посол.
Сейчас отношения России с Абхазией регулируются договором от 2008 года и еще 84 соглашениями, напоминает Григорьев: «Есть такое понятие, как инвентаризация договорно-правовой базы. Я бы сначала провел такую инвентаризацию. Посмотрел бы, какие соглашения работают, какие не работают, чтобы понять, какие договоры и соглашения нужно заключать заново».
Источник РБК в администрации президента России объясняет, что договор будет направлен на создание Россией и Абхазией единого пространства обороны и безопасности через создание интегрированной группировки войск двух стран, постепенное открытие российско-абхазской и, напротив, укрепление абхазско-грузинской границы, повышение координации усилий двух стран в области правопорядка и борьбы с организованной преступностью.
Документ также должен урегулировать социально-экономический блок вопросов — обеспечение максимально прозрачной границы, включая таможенную, продолжает собеседник РБК. Россия возьмет на себя поэтапное повышение зарплат силовиков и бюджетников в Абхазии, доведение пенсий до сопоставимого с российским уровня, стандарты медицинского страхования также приблизятся к российским.
Это будет комплексный документ, который, с одной стороны, выведет на качественно новый уровень возможности стран нивелировать риски внешней агрессии, с другой — за счет повышения качества и уровня жизни в республике даст Абхазии шанс для экономического рывка и снизит риски внутренней нестабильности, которые питает недовольство значительной части общества своим материальным положением, резюмирует собеседник. Он обращает внимание на то, что договор не затрагивает вопросы государственного суверенитета Абхазии — это для Москвы незыблемо и сомнениям не подвергается.Источник: РБК daily