Ударим Пушкиным по коррупции
«Всякому будет приятно увидать один из способов, коим на Руси мы можем лишиться имения, на владение коим имеем неоспоримое право», — писал Пушкин в 1833 году. Экранизация романа «Дубровский» этого года, перенося его действие в наше время, сохраняет иронично-безнадежный, немного отстраненный тон оригинала. Спустя столетия справедливость в России все еще остается товаром крайне дефицитным, и приятного в этом все так же мало.
Региональный минигарх-силовик Кирилл Троекуров (в его роли блистательный Юрий Цурило, которого в эти дни также можно увидеть в более трудной картине Германа-старшего) готовился к охоте с шашлыками вместе со своим закадычным другом-соседом Дубровским, чье состояние было победнее, да принципы потверже. Дубровский отметил антисанитарные условия, в которых содержатся солдаты-срочники, строящие Троекурову очередной флигель, слово за слово, и пробежала между соседями кошка. Дальше всесильный Троекуров ловко отжимает у Дубровского фермерский бизнес и деревню Кистеневка с помощью чиновничей прыти и «басманного правосудия». Дубровский перед смертью от удара вызывает из Москвы сына Владимира (Даниил Козловский) с юридическим бэкграундом. Тем временем в деревне зреет нешуточный бунт с участием ОМОНа и съемочных групп канала НТВ. Дубровский-Козловский при поддержке крестьян с военным прошлым уходит разбойничать в лес, а затем под видом американского финансиста-девелопера Де Форжа пробирается в особняк Троекурова, где встречает его дочь Машу (Клавдия Коршунова), получившую английское образование и отчаянно тоскующую в глубинке. То, что произойдет дальше, помнят более-менее все, кто учился в средней школе.
Оппозиционный кандидат
«Дубровский» — довольно затяжной кинопроект, который в ближайшем будущем обернется еще и телесериалом. Он снимался пять лет и сменил пару режиссеров (Кирилл Михановский и Александр Вартанов — никто из них до этого в фильме в махровом киномейнстриме на 1000 копий замечен не был), к сценарию приложил руку бывший кинокритик Брашинский, а вынашивал и заведовал всем проектом продюсер Евгений Гиндилис, чей предыдущий продюсерский проект «Девушка и смерть» Йоса Стеллинга тоже был пропитан пушкинским духом. Получается на выходе, что под видом романтичной гендерной заманухи в честь 8 Марта с лощеным подбородком Козловского на афише не самые глупые люди из кинематографистов проталкивают не то чтобы прямо артхаус, но довольно социально острый продукт. Дубровский в версии 2.0 с его юридическим прошлым, годным английским и порывами выкладывать компромат в Интернет прямо-таки напрашивается на аналогии с Навальным. Некоторые сцены наверняка заставят сжать в гневе кулаки тот контингент, который никогда в жизни не оказался бы на сеансе аналогичной по остроте «Долгой счастливой жизни» Бориса Хлебникова. Вместо благоговейной лав-стори здесь скорее настоянный на водке крепкий хозяйственный триллер с грязью под ногтями. Такой «коктейль Молотова», замаскированный под букет алых роз, достоин похвалы за то, что не стремится проповедовать уже обращенной и оппозиционно настроенной части аудитории (которую школьная классика скорее отпугнет), а пробивается непосредственно к широким массам. Для них здесь тоже будут отпугивающие факторы — отсутствие хеппи-энда, еле прощупывающийся романтический пульс, да и сама злободневность, столь нелюбимая и нежданная гостья в кинозалах мультиплексов.
Оживить заезженную классику
Обращаться к литературной классике для подчеркивания проблем насущных — прием у кинематографистов излюбленный, и за примерами далеко ходить не надо. Пару лет назад Владимир Мирзоев так же ловко перенес действие пушкинского «Бориса Годунова» в наше время. Абсолютно удачным «Дубровского» назвать сложно — Козловский здесь так же аморфен, как и во всех остальных ролях, некоторые сцены (например, гулянка с цыганами и игра в теннис в сугробах) выглядят откровенно мерзопакостно, и за отсылки к сцене смерти героя Баталова в калатазовских «Журавлях» пора уже бить по рукам. Но на существование этот фильм, безусловно, право имеет, хотя бы и за попытку заново пробудить интерес к хрестоматийной, навязшей в зубах классике. Ну и главное, чтобы создателей фильма в Сибирь не сослали.Источник: РБК daily