Три сестры и два робота: японская труппа «Сэйнендан» показала спектакль по Чехову
Фестиваль «Японская осень» открылся на сцене театра «Школа драматического искусства» спектаклем труппы «Сэйнендан», поставленном по мотивам пьесы Чехова «Три сестры». Вместе с актерами-людьми здесь играют роботы.
В провинциальном японском городе живут три сестры — дочери профессора Фукадзавы, крупного специалиста в области робототехники, переселившегося в мир иной три года назад. Старшая работает в школе, средняя замужем за учителем, но собирается развестись, младшая умерла десять лет назад, но отец-профессор, к счастью, успел сделать ее электронную копию. Теперь сестры имеют возможность беседовать с андроидом Икуми, а зрители — увидеть, каких успехов достигла японская робототехника.
Чтобы получить максимальное удовольствие от «Трех сестер» в андроид-версии, лучше всего чеховскую пьесу хорошенько забыть, потому что узнать ее в японском спектакле невозможно. Пьеса робко напоминает о себе в отдельных эпизодах, например когда речь идет о пожаре, уничтожившем часть японского города. Можно уловить чеховские мотивы в финале, когда обнаруживается, что Икуми вовсе не умерла, а живет, не выходя из дома, потому что в ранней юности пережила ряд потрясений, которые нарушили ее психику, и в этом частично виноваты двое из гостей, собравшихся в доме сестер Фукадзава. Несбывшиеся надежды, чувство потери — это из Чехова. Все остальное — из сценария, который режиссер и драматург Ориза Хирата написал для того, чтобы показать, что роботы могут быть не менее привлекательны, чем люди.
В постановке труппы «Сэйнендан» участвуют два робота. Первый, Robovie R3, имеет традиционный (если можно так сказать) облик. В японских «Трех сестрах» он играет роль дворецкого, в задачи которого входит выполнение любых хозяйственных задач — от покупки продуктов до приготовления ужина и сервировки стола. Предполагается, что именно такие устройства вскоре будут трудиться в торговых центрах, кафе и ресторанах и на общественном транспорте.
Второй робот — андроид, имитирующий человека. Лицо копируется с помощью гипсовой маски, пневматические регуляторы позволяют приблизить мимику к естественной. К сожалению (или к счастью?), сделать искусственное лицо живым японская наука пока не в силах, но можно поклясться, что, когда искусственная Икуми открывала рот, чтобы произнести очередную фразу, ее горло шевелилось. Ощущение, по правде сказать, не самое приятное.
В робототехнике существует понятие «жуткой долины» — так называют отторжение, которое вызывает у человека робот, слишком похожий на живое существо. Одна из задач проекта, который режиссер-новатор Ориза Хирата осуществляет при поддержке Университета Осаки и специальной лаборатории, выпускающей андроидов, — нивелировать противоречия между роботами и людьми. Поэтому сестры из японского спектакля в отличие от чеховских твердят не о том, как им хочется работать, а о том, не заказать ли еще одного робота. И мечтают, что через двести лет работать никому не придется.Источник: РБК daily