Сыровая экономика: почем фунт подмосковного чеддера
Фермерские продукты медленно, но верно завоевывают новых покупателей: кооператив LavkaLavka планирует открыть в следующем году еще несколько магазинов, рынок и ресторан. Корреспондент РБК daily решил разобраться, как живет непростой российский фермер, и отправился к Джею Роберту Клоузу, который почти в одиночку содержит хозяйство и варит сыр в Подмосковье.
Калифорния, Австралия, далее везде
Ферма Джея Клоуза находится в деревне Мошницы рядом с Солнечногорском: неподалеку от бревенчатого дома мирно пасутся коровы, на заднем дворе блеют овцы. Выходящий навстречу жилистый человек в клетчатой рубашке и трениках внешне мало отличается от других обитателей села — разве что ни минуты не может усидеть на месте.
Клоуз обосновался здесь пять лет назад: до этого фермер работал шеф-поваром в нескольких московских ресторанах, а еще раньше — мотался по всему свету. «Чем я только ни занимался, — вспоминает сыродел, — работал плотником, водил грузовик, однажды попал на крокодиловую ферму в Папуа — Новой Гвинее. Неделю сидел туземцем на пустынном острове — вырабатывал характер. Тоскливое, на самом деле, занятие — весь остров можно было за один день обойти. Я говорю: «Можно, я хотя бы друга возьму, будем вместе характер вырабатывать?» — «Нет, нельзя!»
Изучал искусство керамики в Мексике, полиграфию и типографское дело в Австралии, объездил всю Европу — производству сыра он научился на одной ферме в Голландии. Если у Клоуза когда-нибудь найдется время на автобиографию — чтение получится презанимательное.
Но произойдет это нескоро: сейчас фермер не может оставить свою ферму и на два дня. «Изначально я не думал ни о каком предпринимательстве — мне хотелось, чтобы у семьи было свое мясо и молоко. Сыр я начал делать до того, как у меня вообще появилась корова — покупал молоко у соседей, в магазинах. Потом появилась одна корова, она дала приплод: ну и поехало».
Рокфор по-мошницки
Сейчас у Клоуза семь коров, из которых молоко дают пять — две еще не отелились. Чтобы запустить производство, ему пришлось привлекать средства — подержанное оборудование обошлось фермеру примерно в 8 тыс. евро. Деньги собирали в том числе и с помощью кооператива LavkaLavka, а рассчитывался фермер собственной продукцией.
Клоуз ведет в специальную комнату, где хранятся сыры: гауда, заплесневелый рокфор («его можно хранить два года»), чеддер и множество других. Хит продаж — сыр под названием «итальянский сад»: с чесноком, базиликом, орегано, сладким перцем и томатами. Кроме сыров Клоуз делает йогурт и, несмотря на ненормированный рабочий день, умудряется выращивать еще и овощи. Сетует, что нужно четыре дня в неделю ездить в Москву, чтобы продавать товар.
Сыр Клоуза можно найти на ярмарке фермерской еды, которая каждые выходные проходит в торговой галерее «Москва» напротив Думы, на ярмарке в «Сокольниках», в магазинах LavkaLavka. Еще одно направление его бизнеса — экотуризм: по словам фермера, к нему постоянно приезжают люди, которые хотят научиться делать сыр самостоятельно. Один трудодень на ферме стоит 1500 руб. — не такие большие деньги, чтобы прикоснуться к тайнам сыроварения.
Цены у Клоуза сравнительно демократичные, а сам он ратует за то, чтобы его сыр мог купить и простой житель села Мошницы, что живет по соседству. Но это исключение из правила — в основном позволить себе питаться фермерскими продуктами постоянно могут пока немногие. «Это не вопрос высокой наценки, — утверждает создатель фермерского кооператива LavkaLavka Борис Акимов. — Может быть, когда мы откроем еще несколько магазинов, цены немного и снизятся — процентов на десять, не больше. Просто себестоимость штучного продукта очень высокая».
Помидоры и яйца по Интернету
На днях кооператив проводит второй по счету съезд по развитию рынка фермерских продуктов. «Одной из главных проблем для тех, кто что-то выращивает, является сбыт, — утверждает гн Акимов. — Мы попробуем выработать какие-то новые способы доставки продукции покупателям. Выступят представители потребкооперативов, человек, придумавший электронную биржу продажи овощей, просто фермеры, которые занимаются этим системно».
Наиболее перспективным направлением для дистрибуции экопродуктов Акимов считает Интернет. «Я понимаю, что тактически правильнее развивать розницу, поэтому в следующем году мы планируем открыть рынок фермерских продуктов и еще пару-тройку магазинов в Москве. Но стратегически лучше вкладываться в Сеть — в Америке огромный объем продукции реализуется именно с помощью Интернета».
Но пока Джей Роберт Клоуз привычно готовится к воскресной ярмарке. К обычным заботам добавилось еще и то, что нужно искать нового помощника — слишком выматывающая работа, выдерживают немногие. Отпусков и выходных у фермера не бывает. «Можно, конечно, уехать куда-нибудь на пару недель, но куда ты вернешься? — вопрошает Клоуз, — Обязательно что-то с коровой произойдет, или сыр испортится, или что-то в доме отвалится — и так столько сил и денег вложено, а попробуй это хозяйство еще восстановить. Да и что за дело может быть важнее своей скотины?»Источник: РБК daily