Шереметьево просит освободить его цены от государственного регулирования
Шереметьево просит поднять тарифы на взлет-посадку, а в будущем отменить тарифное регулирование для московских аэропортов. Федеральная служба по тарифам согласна, если за ней останется право следить за ценами. Такой порядок несколько лет назад уже введен в морских портах.
Аэропорт Шереметьево просит повысить сборы и предлагает отменить тарифное регулирование для московского авиаузла, сказал гендиректор аэропорта Михаил Василенко. «Мы хотим, чтобы для московского авиаузла отменили тарифное регулирование. Это позволит нам спокойно конкурировать», — цитирует Василенко Интерфакс.
Этот вопрос рассматривался, когда прорабатывалась передача аэропортов в концессию, сказал РБК представитель Федеральной службы по тарифам (ФСТ). Служба считает возможным перестать устанавливать тарифы, но оставить за собой мониторинг и возможность вмешиваться в ценовую политику аэропортов, разъяснил он.
Подобным образом ФСТ уже поступила с морскими портами. В 2010 году ведомство перестало устанавливать тарифы для стивидорных компаний, работающих в порту Санкт-Петербурга, теперь оно их только мониторит. Позднее прямое тарифное регулирование было отменено для портов Азово-Черноморского бассейна, а в декабре 2013 года — для дальневосточных портов.
Представитель Министерства транспорта отказался от комментариев. Источник, знакомый с позицией министерства, говорит, что оно не поддерживает отмену регулирования для аэропортов Москвы, поскольку они могут серьезно поднять тарифы.
Домодедово поддерживает идею ухода от назначения тарифов и обращалось с таким предложением в органы власти, говорит представитель аэропорта. По его словам, регулирование ограничивает конкуренцию и приводит к исчезновению стимулов повышать эффективность работы. Представитель Внуково не ответил на запрос РБК.
Прежде чем говорить об отмене тарифного регулирования, необходимо понять, есть ли конкуренция между аэропортами Московского транспортного узла, сказал представитель Минэкономразвития.
Московские аэропорты находятся на грани пропускной способности, и авиакомпаниям непросто в них развиваться, но инвестиционные планы аэропортов подразумевают увеличение пропускной способности, рассуждает аналитик ИК «Регион» Алла Юрова. Однако, по ее словам, конкуренция есть и сейчас. Например, авиакомпания «Трансаэро» в прошлом году перевела часть своих рейсов из Домодедово во Внуково во многом потому, что Внуково предложило лучшие условия, рассказывает Юрова.
Пока Шереметьево направило в ФСТ просьбу повысить аэропортовые сборы, чтобы они были «сравнимы с аэропортом Домодедово», сказал Василенко. Представитель ФСТ подтвердил получение заявки.
Шереметьево остается самым дешевым московским аэропортом — его тарифы на взлет-посадку в последний раз поднимались в 2012 году до 163,5 руб. за тонну взлетной массы для российских авиакомпаний и до $7,9 — для иностранных. Аэропорт Домодедово в июле попросил ФСТ повысить тариф для российских компаний на 8,1% — с 185 до 200 руб. за тонну, ФСТ примет решение в сентябре. Аэропорту повышение тарифа принесет до 70 млн руб. в квартал, которые он сможет потратить на реконструкцию второй взлетно-посадочной полосы. Внуково последний раз поднимало тарифы в 2013 году — до 166 руб. за тонну взлетной массы для российских авиакомпаний и до $10,5 — для зарубежных.
Если Шереметьево увеличит сбор за взлет-посадку для российских авиакомпаний до уровня тарифов Домодедово, выручка аэропорта может вырасти примерно на 200—300 млн руб. в год, полагает Юрова. Выручка Шереметьево за 2013 год составила 17,82 млрд руб., то есть цена тарифного вопроса — примерно 1,0—1,7% выручки.
Из-за повышения тарифа за сбор-посадку цена билета на рейсы «Аэрофлота» может вырасти на 8—24 руб. в зависимости от типа воздушного судна и уровня повышения аэропортового сбора, считает Юрова. Представитель «Аэрофлота» отказался от комментариев.Источник: РБК daily