С российских улиц могут исчезнуть сотни тысяч рекламных конструкций

Подавляющее большинство из сотен тысяч рекламных конструкций, установленных по всей стране, может оказаться вне закона. Правительство потребовало от муниципалитетов, чтобы места под рекламоносители строго соответствовали нормам принятого еще в 2003 году отраслевого ГОСТа — ранее считалось, что он носит рекомендательный характер.

Шувалов поручил

Размещение наружной рекламы вблизи автомобильных дорог было одной из тем состоявшегося 1 августа заседания правительственной комиссии по обеспечению безопасности дорожного движения под председательством первого вице-премьера Игоря Шувалова. По итогам той встречи были даны «необходимые поручения», сообщили РБК в пресс-службе Госавтоинспекции МВД РФ.

Как следует из имеющейся у РБК копии протокола заседания, руководителям субъектов РФ и муниципалитетов было дано поручение обеспечить соответствие мест под установку рекламных конструкций «обязательным требованиям норм ГОСТ Р 52044-2003». Контроль за тем, соответствуют ли конструкции требованиям «нормативных актов по безопасности движения транспорта», возложен на МВД «в соответствии с наделенными полномочиями».

По закону «О рекламе» с мая прошлого года все муниципалитеты (в Москве и Петербурге — городские администрации) должны подготовить схемы размещения наружной рекламы: в таких схемах указаны конкретные места, где можно установить конструкцию того или иного формата. Уже утвержденные схемы размещения наружной рекламы также необходимо привести в соответствие с нормами упомянутого ГОСТа, следует из протокола.

Принятый 11 лет назад ГОСТ Р 52044-2003 «Наружная реклама на автомобильных дорогах и территориях городских и сельских поселений» сделал подавляющую часть всей наружной рекламы незаконной: его требованиям не соответствовало до 90% всех установленных на тот момент конструкций по всей стране. Поэтому тогда было принято компромиссное решение: ГОСТ носит рекомендательный характер. А в 2006 году вступила в силу новая редакция закона «О рекламе», согласно которой рекламные конструкции и их территориальное размещение должны соответствовать техническому регламенту. Но соответствующий техрегламент до сих пор не принят. Свою версию отраслевого техрегламента еще в 2007 году внес в Госдуму депутат-единоросс, бывший топ-менеджер крупнейшего в стране оператора наружной рекламы Russ Outdoor Сергей Железняк, но за эти годы его законопроект так и не дошел до первого чтения.

В Госавтоинспекции не уточнили, какое количество установленных сейчас рекламоносителей не соответствует отраслевому ГОСТу, поскольку в ее компетенцию не входит такой учет. В ведомстве лишь сообщили, что за первые шесть месяцев этого года из-за нарушения требований к установке рекламных конструкций было возбуждено 1019 дел об административных правонарушениях.

Не просто рекомендации

С нарушениями ГОСТа сегодня по-прежнему установлена подавляющая часть рекламных конструкций, констатирует гендиректор исследовательской компании «Эспар-Аналитик» Андрей Березкин. Он приводит в пример лишь одно из правил: расстояние между бровкой земляного полотна автомобильной дороги (бордюрного камня) и рекламоносителем должно быть в населенном пункте не меньше 5 м. Этому требованию в городах не соответствует практически вся так называемая уличная мебель — конструкции небольшого формата, поясняет Березкин.

Всего в 50 крупнейших городах, где «Эспар-Аналитик» проводит свой мониторинг, по состоянию на 1 июля этого года насчитывалось более 187,3 тыс. рекламных поверхностей общей площадью 2,9 млн кв. м. В первом полугодии доходы их владельцев достигли 21,2 млрд руб.

Если муниципалитеты будут приводить ранее утвержденные схемы размещения наружной рекламы в соответствии с ГОСТом, то многим из них придется и пересматривать итоги уже прошедших торгов.

По закону «О рекламе» с июля 2008 года места под рекламные конструкции можно распределять исключительно по итогам аукционов или конкурсов. В 2012–2013 годах истекли сроки ранее действовавших договоров на установку и эксплуатацию практически всех рекламоносителей, и по всей стране начались массовые торги. Например, в Москве в 2013–2014 годах были разыграны 8,8 тыс. мест, по итогам торгов столица в ближайшие десять лет должна получить от победителей аукционов более 97,3 млрд руб.

В пресс-службе столичного департамента СМИ и рекламы заявили, что еще год назад высказали свою позицию по отраслевому ГОСТу: он носит рекомендательный характер.

Власти Москвы и так за последние годы сократили количество рекламных конструкций примерно на 60%, напомнили в департаменте, отметив также, что утвержденная в прошлом году схема была согласована в том числе и с МВД. В Госавтоинспекции, правда, подчеркивают, что она не участвует в согласовании «разрешений на распространение наружной рекламы».

В Московской области уже прошло около 60% всех запланированных торгов, по итогам которых муниципалитеты за пять лет выручат 6,3 млрд руб., уточнил РБК замруководителя Главного управления по информационной политике Московской области Александр Менчук. В управлении видели поручение Шувалова и сейчас его «прорабатывают».

«Необходимо найти здравый компромисс между безопасностью дорожного движения и доходами муниципалитетов от наружной рекламы», — считает Менчук. По его словам, если потребуется вносить изменения в ГОСТ, то управление готово участвовать в этом процессе.

ГОСТы в области техрегулирования с 2011 года по своей правовой природе имеют добровольный характер применения, если они не включены в перечень обязательных актов, указывает директор юридического департамента группы Gallery Елена Михайлова. Она напоминает, что в феврале 2015 года вступит в силу техрегламент Таможенного союза «Безопасность автомобильных дорог», который будет регулировать в том числе и размещение рекламных конструкций в полосе отвода автомобильных дорог. Это позволит сформулировать однозначную позицию о правовом значении российского отраслевого ГОСТа, полагает юрист.Источник: РБК daily

Комментариев нет

Добавить комментарий