Россия и Украина: к чему привела торговая война
Удивительные открытия приносит изучение товарооборота России и Украины за первое — военное — полугодие 2014 года. Несмотря на почти открытую конфронтацию Москвы и Киева и падение торгового оборота между странами, поставки российских нефтепродуктов и ядерного топлива на Украину только росли, а украинцы неплохо заработали, продавая соседям продукты, на которые в России, казалось бы, введены санкции. Какие еще изменения произошли в российско-украинской торговле — в исследовании РБК.
Конфликт между Москвой и Киевом, спровоцированный присоединением Крыма к России, продолжается уже полгода. От взаимных обвинений соседи перешли к конкретным действиям: с марта между странами идет настоящая торговая война, сопровождающаяся полным запретом на торговлю определенными товарами. РБК изучил полугодовую статистику Федеральной таможенной службы (ФТС), чтобы понять, как схватка сказалась на российско-украинском бизнесе.
В абсолютных значениях по итогам первой половины 2014 года импорт из Украины в денежном выражении сократился на 23%, экспорт на Украину вырос на 24%. Причем если падение импорта было равномерным, то экспорт рванул во втором квартале — сразу на 45%. Такой резкий рост, правда, во многом обеспечил газ, на который приходится львиная доля российского экспорта на Украину: за полугодие, по данным ФТС, украинцы получили российского топлива на $5,6 млрд, более половины из которого — как раз во втором квартале. Без этого ключевого товара российский экспорт вырос всего на 1%. За счет чего?
Что поставляли
Больше всего прироста российскому экспорту помимо газа обеспечили нефтепродукты, поставки которых в денежном выражении выросли по сравнению с первым полугодием 2013 года почти в 1,5 раза, на $705 млн, в абсолютном значении поставки выросли на 46%, почти до 1,1 млн т (см. инфографику). Значительную сумму — $249 млн — принесли и поставки нефти: в первом полугодии 2013 года Украина, по данным ФТС, не получила ни литра, а в первом квартале 2014 года — сразу около 320 000 т.
Кто и в каких объемах поставлял украинцам сырье в разгар конфликта в Донбассе, до конца непонятно. В «Роснефти» свое сотрудничество с Украиной не комментируют. Как указано в отчетности госкомпании, «поставки нефти на Украину в 2013–2014 годах не осуществлялись». А вот нефтепродукты, напротив, по-прежнему находят украинских покупателей: в течение полугодия группа Самарских НПЗ поставляла туда сжиженные газы, масла и парафиновосковую продукцию, Зайкинский ГПП и Загорский УКПНГ — сжиженные газы, Рязанский НПЗ — мазут, автомобильные бензины, дизельное топливо и сжиженные газы, Саратовский НПЗ — дизельное топливо и вакуумный газойль, Ярославский НПЗ — бензины и сжиженные газы. Сотрудничал с Украиной и Отрадненский ГПЗ. Объемы поставок нефтепродуктов в квартальных отчетах «Роснефти» не указаны. Не раскрывают деталей украинского бизнеса и в другой госкомпании — «Газпром нефти».
«Мы практически прекратили поставки нефти на Украину, — делится представитель ЛУКОЙЛа. — Одесский НПЗ, который закупал российское сырье даже после продажи завода группе ВЕТЭК, с начала года свернул все свои заказы». В ВЕТЭКе на запрос РБК не ответили. С начала года на Украине упал спрос и на нефтепродукты, утверждает представитель ЛУКОЙЛа, а бойкот российских заправок привел к падению продаж на АЗС компании: за первое полугодие продажи на украинских АЗС снизились на 42%, говорил ранее президент ЛУКОЙЛа Вагит Алекперов.
Отрицательную динамику поставок констатируют и в «Транснефти». Компания поставляет на Украину только дизель (класс Евро-3), и во втором квартале его поставки заметно сократились — с 51 419 т в первые три месяца этого года до 16 097 т в апреле–июне (за весь 2013 год — 911 000 т). В мае на месяц была остановлена прокачка по нефтепродуктопроводу «Прикарпатзападтранс» изза неопределенности с собственностью на трубу, но в июне поставки по нему возобновились, поясняет представитель «Транснефти». Сейчас компания выполняет все заявки на поставку топлива, но если транзит через Украину в Венгрию возобновился в прошлогоднем объеме, то потребление в самой Украине заметно сократилось, уточняет он.
Парадоксально, но пока Киев планирует сокращать зависимость от российского ядерного топлива, ТВЭЛ, дочерняя компания «Росатома», только наращивает обороты экспорта в соседнюю страну: по итогам полугодия поставки российских топливных блоков (твэлов) на Украину в денежном выражении увеличились почти вдвое, до $339 млн, в абсолютном — на 77%. В «Росатоме» этот рост объясняют сезонностью. Его поставки украинскому «Энергоатому» во многом зависят от графиков планово-предупредительных ремонтов на энергоблоках, объясняет замдиректора департамента коммуникаций госкорпорации Владислав Бочков, и от конъюнктуры мирового рынка компонентов и сырья. «Что касается натуральных объемов тепловыделяющих сборок, то они в этом году сопоставимы с прошлым годом, большая часть программы на текущий год уже выполнена и оплачена, все обязательства выполняются как по срокам, так и по объемам, никаких срывов не было, — уверяет он. — На долгосрочные партнерские отношения не может и не должна влиять никакая политическая конъюнктура, в атомной энергетике приоритет — это безопасность».
Положительную динамику зафиксировали также поставки азотных минеральных удобрений (в денежном выражении они выросли на 32%, или $30 млн, до $126 млн, в абсолютных значениях — на 60%, до 522 000 т). Сотрудник одной из компаний — производителей минудобрений подтвердил РБК, что в первом квартале 2014 года поставки аммиачной селитры (нитрата аммония) на Украину выросли по сравнению с началом 2013 года. Рост, правда, был не на 32% (как указывает статистика ФТС), а примерно в два раза меньше, уточняет он. Зимой украинские заводы компании Ostchem (входит в состав финансово-промышленной группы Group DF украинского миллиардера Дмитрия Фирташа) работали нестабильно, с простоями, в результате на внутреннем рынке Украины возник дефицит на минудобрения, который закрывали в том числе российскими поставками, рассказывает собеседник РБК.
Что ввозили
С украинским импортом у России дела обстоят неважно еще с позапрошлого года (в 2012 году он сократился на 11%, в 2013-м — на 12%). Конфликт этого года между странами только ухудшил ситуацию. Тем не менее ряд отраслей показали опережающий рост показателей (см. инфографику).
Больше всего — около $100 млн — в копилку импортных поставок внесли турбовинтовые двигатели и газовые турбины. Двигатели для России — как военного, так и гражданского предназначения — на Украине делает только предприятие «Мотор Сич». Представитель компании на вопросы РБК не ответил.
На третьем месте по росту стоимости — не поименованные пищевые продукты. В первом полугодии 2014 года их импорт вырос почти вчетверо — с $20 млн до $76 млн. Объяснить феномен эксперты затрудняются. Под этой строкой проходят разные товары, в том числе жевачка, белковые концентраты, спиртовые полуфабрикаты, сахарные сиропы и сырное фондю. «Под видом таких продуктов могут ввозить запрещенные санкциями товары, — не исключает гендиректор Московской международной бизнес-ассоциации, председатель комитета по развитию потребительского рынка ТПП Александр Борисов. — Такой способ —прикрытие нелегальных товаров легальными кодами таможенной номенклатуры — хорошо известен».
Среди лидеров роста поставок (см. инфографику) также ферросплавы, железнодорожные локомотивы, паровые турбины, буксиры, соевые бобы и, что удивительно, молочные пасты (широкий спектр товаров, близких по составу к запрещенному санкциями молоку) — если в первом полугодии 2013 года Россия получила 120 т такого продукта, то за шесть месяцев 2014 года — 3385 т; в денежном выражении поставки молочных паст выросли в 32 раза, с $0,5 млн до $17 млн.
Под пастами могут провозить по серым схемам любые продукты, близкие к ним по составу, не исключает независимый эксперт по ВЭД и консультант Русской школы управления Петр Травинский. А вот рост поставок сои для него неудивителен. «Соевые бобы, точнее, отходы производства сои используются не только в обычной пищевой промышленности, но и как корм для скота, — поясняет он. — Учитывая, что 90% сои в России выращивается на Дальнем Востоке, где из-за сильного наводнения в прошлом году был потерян весь урожай, российскому бизнесу пришлось восполнять потери, а с Украиной торговля [соевыми бобами] пока беспошлинная». В список запрещенных украинских товаров соевые бобы не входят.
Удивительно и то, что тепловозы, рост поставок которых фиксирует ФТС, для России делал Луганский тепловозостроительный завод (входит в «Трансмашхолдинг»). Как минимум весь второй квартал 2014 года на территории Луганской области идут активные боевые действия. Представитель компании на запрос РБК не ответил.
Что потеряли
Больше всего пострадал экспорт российских легковых автомобилей: за шесть месяцев этого года украинцы получили на 13 263 машины меньше (всего новых владельцев на Украине обрели 2426 авто), чем в первом полугодии 2013 года; в денежном выражении без учета динамики цен падение составило около $127 млн. В январе–июне 2014 года, по данным Ассоциации автопроизводителей Украины, АвтоВАЗ продал на украинском рынке 1577 Lada. В начале апреля российский завод сообщал о приостановке поставок машин в страну.
Сократились и поставки на Украину удобрений, содержащих азот, фосфор и калий: за два квартала реализовано на 110 000 т, или почти на $84 млн, меньше, чем за тот же период прошлого года. Среди пострадавших также плоский прокат, части железнодорожных локомотивов или моторных вагонов трамваев, аммиак, холодильники, автозапчасти, шины и покрышки (см. инфографику).
Россияне же потеряли значительную часть украинских грузовых железнодорожных вагонов, электротрансформаторов и металлопроката. Из еды больше всего просели поставки шоколада, сыра и творога (см. инфографику). Украинский шоколад пострадал еще прошлым летом, когда Роспотребнадзор ввел запрет на ввоз кондитерской продукции украинского предприятия Roshen, входящего в бизнес-империю нынешнего президента Украины Петра Порошенко. Теперь с сентября 2014 года запрет коснулся продукции и остальных украинских кондитеров. Сыр и творог с Украины попал под запрет с апреля: российские надзорные органы начали с нескольких производителей, постепенно расширяя круг запрещенных поставщиков (см. таймлайн). Полный запрет на молоко и молочную продукцию с Украины вступил в силу с 28 июля.
Заметно просела и секретная торговля между соседями. Сделки, проходящие под секретным кодом ФТС, потеряли $157 млн в денежном выражении, опустившись с $176 млн до $22 млн. «В эту группу входят товары, относящиеся к гостайне», — пояснили РБК в ФТС.
Что получим
В продолжении падения торговли с Украиной эксперты практически не сомневаются: даже примирение не способно развернуть негативный тренд. Тем более ряд запретов на импорт продукции введен уже в третьем квартале, а запрет на поставку военной техники в Россию, введенный в конце марта, будет иметь отложенный эффект. В 2013 году Украина экспортировала в Россию товаров и услуг на $15 млрд, или 24% от своего общего экспорта, напоминают в Центре развития НИУ ВШЭ, а из него треть составлял экспорт машин и оборудования, значительная часть которого может относиться к продукции военного назначения.
Падение внешнеторгового оборота не может не отразиться на самочувствии экономик обеих стран, признают экономисты, правда, украинцам достанется больше. В этом году вместо $16 млрд экспорта с Украины в Россию может остаться всего $5 млрд, прикидывает директор Центра макроэкономических исследований Сбербанка Юлия Цепляева. Для России с ВВП в $2 трлн общее сокращение импорта на $10 млрд значительного эффекта на экономику не окажет, продолжает она, а вот для украинской экономики, размер которой еще до всех событий был около $200 млрд, ситуация выглядит гораздо хуже. Правда, эффект от разрыва отношений с Россией будет не так бросаться в глаза на фоне разрушенной инфраструктуры и подорванного потенциала промышленности, уточняет Цепляева.
Экономика Украины сейчас в тяжелом состоянии, отмечает Дмитрий Федоткин из «ВТБ Капитала»: ухудшение торговых отношений с Россией, военные действия на юго-востоке страны, резкое падение внутреннего спроса и сокращение производства могут привести к рецессии, несмотря на все теоретические плюсы соглашения с ЕС. С апреля инвестбанк прогнозирует падение ВВП Украины по итогам года на 6–7%, но этот прогноз может быть пересмотрен. Весенний прогноз, естественно, не учитывал того, что произошло в стране в последние месяцы, поясняет аналитик. Для Украины падение торгового оборота с Россией гораздо более чувствительно, соглашается старший научный сотрудник Центра развития Сергей Пухов, но опережающее сокращение импорта положительно для украинского ВВП: традиционный для нее торговый дефицит в этом году будет в несколько раз меньше. Это своего рода коллизия: девальвация гривны и резкое сокращение внутреннего спроса толкают экономику вниз, а сокращающийся импорт поддерживает ее на плаву.
Но России не стоит радоваться. «Сокращение импорта с Украины непременно скажется на российской инфляции, — предупреждает Цепляева. — По нашим подсчетам, это около 1 процентного пункта». Среди импортируемых товаров было много продуктов, более дешевых, чем в среднем по России, или импортируемых из стран ЕС, поясняет она, и уже в третьем квартале года эти ограничения могут привести к скачку цен на целые группы товаров в России. Сокращение торговли с Украиной — малая часть общего падения внешней торговли, подчеркивает Пухов. По его оценкам, только импорт по итогам этого года из-за международных санкций может сократиться на $24 млрд. Сильной поддержки рублю при этом в Центре развития не ждут из-за продолжающегося падения цен на нефть и ожидаемого оттока капитала на уровне $100–130 млрд.
при участии
Марии Гордеевой
и Ирины ЖаворонковойИсточник: РБК daily