«Пятая колонна» в США: как работает лобби против российских санкций
Многие американские компании уже в конце марта начали консультации с властями США на тему российских санкций, хотя на тот момент запретительные меры были введены только в отношении частных лиц, свидетельствуют документы, доступные в базе раскрытия лоббистской деятельности конгресса США. Во втором квартале все больше компаний стали лоббировать вопросы, связанные с нарастающими санкциями против России.
«Наше» лобби в Вашингтоне
Взаимодействие в основном осуществляется с конгрессом — палатой представителей, сенатом, профильными комитетами. Кроме того, компании консультируются с Госдепартаментом, Министерством торговли, Управлением торгового представительства, Советом национальной безопасности и другими американскими органами власти. Корпорации обязаны раскрывать свою лоббистскую деятельность в Вашингтоне, но только в самом общем виде: например, они указывают, что предметом их интереса являются «санкции в отношении России» или конкретный законопроект о санкциях. Подробности лоббистских усилий, как правило, остаются за кулисами. Во сколько обходится конкретно лоббирование по России, сказать невозможно: как правило, нанятые лоббисты занимаются одновременно целым кругом вопросов, раскрывается только общее вознаграждение за период. У крупнейших корпораций есть и штатные лоббисты.
РБК изучил опубликованные в открытом доступе раскрытия по лоббизму и выяснил, кого беспокоят санкции.
От Coca-Cola до Chevron
Финансовые ограничения против российских компаний затрагивают интересы таких корпораций, как NCR Corporation (производитель банкоматов и платежных терминалов), Visa и MasterCard. Visa озаботилась «вопросами, связанными с российскими санкциями», еще в первом квартале нынешнего года, а во втором квартале поручила лоббирование этого вопроса коммуникационной фирме Glover Park Group. За полгода Visa потратила в целом на лоббирование в Вашингтоне $1,84 млн (по данным портала OpenSecrets). MasterCard в июне наняла консалтинговую фирму FTI специально для лоббирования вопроса, связанного с экономическими санкциями против России. В целом компания тратит на лоббирование около $4 млн в год.
Совокупная выручка Visa и MasterCard в России составляет около $400 млн в год — не более 2% от их глобальной выручки (по данным Bloomberg). Но они контролируют 95% российского карточного рынка, потенциал которого огромен, учитывая, что подавляющее большинство розничных платежей все еще осуществляется наличными.
Санкции США против России упоминаются в лоббистских раскрытиях Coca-Cola, Xerox, агропромышленной компании Cargill, производителя дорожно-строительной техники Caterpillar, топливной компании CITGO и крупнейшего в мире оператора спутников Intelsat. Из них самым щедрым заказчиком лоббистских услуг является Coca-Cola: с начала года она потратила $4,8 млн.
Американская энергетическая компания Chevron, согласно июльскому раскрытию, обеспокоена «законодательными инициативами по санкциям в отношении России и «Газпрома». Компания владеет 15% в Каспийском трубопроводном консорциуме (КТК), 24% которого принадлежат Российской Федерации. Chevron вложила около $800 млн в строительство нефтепровода КТК, соединяющего месторождения в Казахстане и российский терминал в Черном море, следует из ее майской справки по российскому бизнесу, и намерена инвестировать еще $915 млн в расширение КТК. Прямых коммерческих отношений с «Газпромом» у нее нет, но компания сотрудничает с российскими нефтяниками (в том числе с «Газпром нефтью»), предоставляя им смазочные материалы и технологии для нефтепереработки. Лоббистские траты Chevron в 2014 году составили уже $5 млн.
Фото: РИА Новости
Источник: РБК daily