Промоутер компании Live Nation Finland Скотт Лавендер рассказывает о новом мощном фестивале Rock the Beach в Хельсинки
Финским и российским любителям погонять по мероприятиям подобного ранга дополнительная забота — Rock the Beach стал еще одной добавкой в и без того загруженный летний календарь. Пропустить событие, продолжающееся до 29 июня, трудно: среди хедлайнеров — Green Day, Rammstein, Queens of the Stone Age, Paramore и множество других первосортных артистов. Впервые на столь крупном зарубежном фестивале в субботу выступит Земфира. Промоутер компании Live Nation Finland и организатор Rock the Beach СКОТТ ЛАВЕНДЕР перед стартом фестиваля рассказал корреспонденту РБК daily МАКСУ ХАГЕНУ о неожиданных хедлайнерах, возможностях финского фестивального рынка и конкуренции в этой сфере.
— В Финляндии фестивальный рынок, особенно летний, очень насыщен, и теперь появляется еще один фестиваль. Где пределы?
— Это правда, нынешнее лето чрезвычайно забито! Финский музыкальный и фестивальный рынок постоянно рос с 2001 года. Местный рост наложился и на ситуацию, когда артисты стали больше ездить по гастролям — для них это важная статья доходов при падении продаж музыки. Live Nation работает со всеми финскими рок-фестивалями и в то же время проводит свои концерты. Сейчас мы достигли точки, когда действительно трудно увидеть дальнейшие перспективы роста. Рынок окончательно сложился, это факт. В ближайшие годы нам придется пересматривать нашу стратегию работы и прикидывать, что же дальше может происходить в фестивальной сфере.
— Насколько удобно было устраивать Rock The Beach прямо посреди Provinssirock, Ruisrock и Ilosaarorock? Это только самые крупные фестивали в июне—июле, приходящие на ум, и по факту вы прямые конкуренты…
— Работа с организацией выступлений летом вообще напоминает жонглирование, все время приходится держать баланс. Когда ты букируешь артиста, тебе приходится держать в голове массу факторов. Возможность выступления в Финляндии в принципе здесь учитывается одной из первых — сюда тяжело доехать. Если ты планируешь здесь выступление, то тебе сразу приходится иметь в виду, что все путешествие обычно занимает три дня. Один день — чтобы приехать, другой — чтобы выступить, третий — чтобы уехать. В Центральной Европе с этим гораздо проще, там даты идут одна за другой — сегодня Германия, завтра Австрия, послезавтра Чехия. Поэтому нам приходится проявлять большую гибкость, нежели европейским промоутерам. К тому же финские фестивали держат фиксированные даты — это всегда уикенд, да еще в строго определенную часть месяца. Интересно, что в этой ситуации их главные конкуренты даже не местные фестивали, а, скажем, Rock am Ring в Германии. Артистам просто удобнее сыграть в Центральной или Южной Европе, если у них есть свободная дата. Еще один вопрос — гонорары больших артистов, которые даже крупные финские фестивали не всегда могут себе позволить. Например, нам пришлось забыть о сольном концерте Rammstein — это слишком дорого, пришлось бы выставить космические цены на билеты. Мы не можем так рисковать.
— Когда вам в голову пришла идея о Rock the Beach и сколько времени потребовалось на организацию?
— Все и началось с Rammstein: мы ухватились за дату, когда они могли бы приехать. Дальше мы принялись искать места и подкидывать им идеи, где они могли бы выступить. Когда после нескольких попыток мы предложили им сыграть на пляже Хиетаниеми, группа сказала: «Именно это нам и нужно!» Так что первый хедлайнер у нас появился раньше, чем возник собственно фестиваль. В это же время мы вели переговоры с Green Day — появлялось уже два крупных артиста, готовых выступить на одной неделе. Тогда мы подумали, что если однажды концерт Рианны на этом же пляже прошел на ура, да и вообще там отличная территория, то почему бы не устроить новый фестиваль? Но все равно процесс требовал времени — имея на руках две большие группы, ты должен был понять, в каком направлении двигать формат и кого поставить на другие сцены. Должен признать, самую последнюю группу в составе Rock the Beach мы поставили только на позапрошлой неделе. Естественно, в следующем году мы будем исходить из опыта, начнем все делать раньше.
— У вас уже сложилось какое-то понимание стратегического развития нового мероприятия?
— Идеи есть. Прежде всего мы поняли, что территория, которую мы используем, хорошо подходит для регулярного фестиваля средних масштабов. Для людей она удобна, тебе не надо далеко ехать: посмотрел концерт, вернулся домой или в гостиницу. Возможно, мы поставим четвертую сцену, но сначала посмотрим, как работает то, что уже у нас имеется, насколько удобно пересекаются друг с другом разные выступления и как реагируют люди. Возможно, если еще одна сцена и появится, она будет небольшой — для клубных групп. Перегружать площадку и просто оттеснять толпу на пляж тоже не хочется. У нас сейчас идеальное совпадение музыки и пространства — атмосфера тоже важна.
— В Финляндии вообще стараются не проводить слишком больших фестивалей, как я знаю…
— Я из Англии, но понимаю финский подход к организации масштабных мероприятий. Фестиваль вместимостью 20—25 тыс. человек — это оптимальный местный вариант. Rock the Beach, например, в потенциале рассчитан на 20 тыс. зрителей.
— В то время, как мы общаемся, до начала Rock the Beach еще остается некоторое время. Как продажи?
— Билеты еще есть, но можно сказать, что вот-вот мы подойдем к предполагаемым объемам. Наибольший спрос, конечно, на субботние выступления.
Здесь надо понять, что вложения в первый Rock the Beach мы рассматриваем скорее как инвестиции в последующие фестивали. Никто особенно и не планировал сделать большие деньги в первый же раз. Мы строим платформу для будущего и прикидываем попутно новые маркетинговые стратегии.
— Какие новые маркетинговые стратегии могут быть в таком случае?
— В нашем случае, и это признают другие промоутеры, главный вопрос — это продвижение не артиста, но мероприятия в целом. Отрекламировать одних Rammstein всегда легко, но здесь мы пытаемся закрепить фестиваль как рыночный бренд. И это долгосрочная стратегия. Еще один новый подход — большее внимание к социальным сетям. Традиционные методы работы с радио или печатной продукцией тоже идут в ход незадолго до фестиваля, но с самого начала мы с потенциальной аудиторией работали на «цифровом рынке», в Интернете.
— На Rock the Beach выступает Земфира. Как был выбран российский участник и рассматривались ли другие варианты?
— Других российских артистов мы не рассматривали. С Земфирой мы работаем с прошлого года — организовывали ее концерт в Хельсинки, который оказался востребован. В данном случае нам также было важно, чтобы состав был интернациональным и чтобы другие участники были не менее сильными, чем самые известные хедлайнеры. Здесь мы сразу подумали, почему бы снова не привезти Земфиру, тем более что это помогло бы продвинуть фестиваль и для потенциальной российской аудитории — это, кстати, тоже стратегический момент.
— Привозя Земфиру, вы, наверное, больше думали о российских фанах, которые тоже купят билеты на Rock The Beach, чем просто о сильном участнике из России или каких-то культурных связях?
— В музыкальной индустрии такие вещи идут рука об руку. Есть культура, за которую я бьюсь уже двадцать лет как промоутер, но есть и деловая сторона. Решения, которые ты принимаешь, включают сразу два элемента. Мы знаем, что Земфира — отличный артист и что она хорошо встраивается в программу. В то же время ты должен отвечать и запросам публики. Состав интернационален, и мы стараемся сбалансировать его так, чтобы программа учитывала и культурный, и деловой аспекты. Можно, конечно, сказать, что мы просто тащим русских фанов и поднимаем продажи билетов, но помните, что мы ориентированы на лучших артистов, хоть из Швеции, хоть из Германии, хоть из России. И репрезентативность страны здесь тоже важна. Если на Rock the Beach приедут зрители из России и решат, что, кроме выступления их любимого артиста, фестиваль в целом удался, то мое дело сделано. Ты привозишь артиста, чтобы показать, насколько он хорош, но ты привозишь его и для того, чтобы заработать денег. Думаю, последнего факта не стоит стыдиться.
Прошлогодний концерт Земфиры в Хельсинки удался, странно было бы не повторить успешный опыт.Источник: РБК daily