Премьера в театре «Мастерская» — девятичасовой спектакль «Тихий Дон»
Предвыпускной курс заслуженного деятеля искусств Григория Козлова представил масштабную премьеру — девятичасовой спектакль по роману Михаила Шолохова «Тихий Дон».
Студенты петербургской Академии театрального искусства спектакль играют не на учебной сцене, а сразу на профессиональной, в театре «Мастерская», который был создан три года назад на базе прошлого актерско-режиссерского выпуска Козлова. Постановка задумана как часть дилогии об эпохе Гражданской войны, о времени страшных переломов и больших перемен. Вторая часть — «Дни Турбиных» по Михаилу Булгакову — запланирована на осень.
Работу над романом о российском казачестве в годы революций и Гражданской войны начинал еще второй набор Козлова, третий подхватил и продолжил, но выпустил законченный спектакль только этот — четвертый по счету. Учитывая количество рожденных за эти годы наработок и идей, продолжительность спектакля с 13.00 до 22.00 (он идет с тремя антрактами) — это еще компромисс в пользу зрителей, так как действие получалось минимум часов на шестнадцать. Из-за сокращения многие сюжетные линии (скажем, история семьи Мохова) превратились в пунктиры, и ряд буквально секундных сцен сохранен лишь для того, чтобы не прерывалась логика повествования. Впрочем, основная часть действия складывается из содержательных, с задором и вдумчивостью выполненных этюдов. Особенно хороши массовые сцены, например сенокоса или военных сражений, решенные просто и эффектно: участники берут в руки яркие платки или серые шинели и начинают ими размахивать, словно косами или шашками. С долей соревновательного азарта перекликаются сцены «мужские» с «девичьими» — волнительные солдатские сборы и легкомысленный женский банный день. Спектакль в меру расцвечен красками казачьего быта, а текст, который артисты старательно присваивают, получая удовольствие от его сочности, переливается колоритными словами.
Григорий Козлов и режиссерская группа, состоящая из педагогов по актерскому мастерству, не скрывая нежности, любуются своими студентами, каждому давая возможность покрасоваться: танцы в спектакле долгие, со всех сторон можно рассмотреть темпераментных юношей и статных девиц, да и песни они поют часто, так что каждый голос расслышишь и запомнишь. Молодость, краса, даровитость — все выставляется напоказ. Тут и драки со смелыми трюками, и акробатические номера разной степени сложности (отголоски студенческих будней), юноши все больше ходят с голыми торсами, а девушки то и дело щеголяют в прозрачных простынях. В актерской игре можно отметить недочеты в реакции, артисты то не поспевают за партнерами, то слегка опережают события. Чувствуется, что, уйдя за кулисы, они, не переводя дыхания, готовятся к следующему трюку, кульбиту или монологу. Этот обстоятельство сгладится со временем, а умение грамотно распределять силы, которое позволяет выйти к мощному финалу, останется уже навсегда.
Нет никаких сомнений, что «Тихий Дон» станет визитной карточкой нового выпуска, как стали «Идиот. Возвращение» и работы по Ивану Бунину («Темные аллеи» и «Легкое дыхание») для старших «козлят», многие из которых с волнением следили за своими младшими коллегами на премьере. Подопечные мастерской Григория Козлова всегда славились дружностью, слаженностью и преемственностью.Источник: РБК daily