Опаснее «Аль-Каиды»

Вчера президент США Барак Обама обратился к согражданам с речью, заявив о намерении Соединенных Штатов бороться с радикальной группировкой «Исламское государство Ирака и Леванта» (ИГИЛ), которая в последние месяцы захватила значительные территории на севере Ирака и в Сирии.

В обращении к нации Обама резко отверг претензии ИГИЛ на статус государства и жестко раскритиковал использование ей ислама в качестве идеологии. «Ни одна из религий не одобряет убийство невинных, а большинство жертв ИГИЛ сами были мусульманами», — сказал он.

Коалиция против ИГИЛ

Для противостояния ИГИЛ Вашингтон намерен создать «широкую коалицию». Американские силы уже начали наносить авиаудары по позициям исламистов. Кроме того, Соединенные Штаты отправят в Ирак 475 своих военных для обучения иракских и курдских военных. Отдельно Обама пообещал усилить борьбу с финансированием ИГИЛ и ее «извращенной идеологией».

Выступление Обамы состоялось уже после того, как США начали обсуждение форматов своего участия в борьбе против ИГИЛ с правительствами Ирака, Иордании и Саудовской Аравии. 10 сентября госсекретарь США Джон Керри прибыл в Багдад, откуда затем направится в Амман и Джидду.

Цель визита Керри — расширение коалиции против «Исламского государства». По словам представителя Госдепа Джен Псаки, основные планы Вашингтона и его союзников — это военная поддержка иракской армии, предотвращение притока иностранных боевиков в ИГИЛ и финансирования этой организации, а также «делегитимизация» идеологии ИГИЛ.

До сих пор западным государствам не удавалось привлечь арабские страны к борьбе против ИГИЛ. Во время саммита НАТО в Уэльсе, который состоялся 4–5 сентября, Керри объявил, что десять стран готовы объединить усилия для противостояния ИГИЛ. Помимо самих США в эту группу вошли Великобритания, Франция, Германия, Канада, Австралия, Турция, Италия, Польша и Дания. Основная цель коалиции — помощь иракским вооруженным силам. Правда, Керри тогда оговаривался, что отправка войск в Ирак «полностью исключена».

Военная компания

На протяжении лета Вашингтон прибегал ко все более жестким действиям в отношении ИГИЛ. В июне, реагируя на масштабное наступление ИГИЛ на севере Ирака, глава Соединенных Штатов анонсировал отправку в страну 300 военных консультантов. Тогда же в СМИ появилась информация, что бывший на тот момент главой иракского правительства Нури аль-Малики просил США нанести авиаудары по позициям боевиков. В начале августа авиация США стала наносить удары по позициям ИГИЛ в Ираке, а Обама разрешил применять вооруженные силы против боевиков, если они угрожают гражданам США.

Внезапное резкое усиление ИГИЛ не означает, что США ранее не предпринимали никаких действий против этой организации. Еще в октябре 2004 года ИГИЛ, которая тогда называлась «Организацией базы джихада в Междуречье» (известная также как «Аль-Каида в Ираке»), оказалась в санкционном списке Specially Designated Nationals (SDN) в секции противодействия терроризму. Все активы «Аль-Каиды в Ираке» в американской юрисдикции замораживались. Гражданам и компаниям США было запрещено вести дела и осуществлять сделки с этой организацией. В декабре 2004 года Госдепартамент внес «Аль-Каиду в Ираке» в список иностранных террористических организаций.

С чем придется столкнуться коалиции

Сейчас ИГИЛ контролирует значительные районы на севере Ирака и в Сирии. По одним оценкам, площадь исламистского государства примерно равна площади Бельгии или американского штата Мэриленд — 40 тыс. кв. км. По другим — власть ИГИЛ распространяется на 90 тыс. кв. км. На территории ИГИЛ оказались такие крупные иракские города, как Тикрит, Мосул, Фаллуджа, Таль-Афар, а в Сирии — город Ракка. В захваченных ИГИЛ районах Ирака и Сирии проживают до 8 млн человек — преимущественно суннитов.

В 2014 году основные успехи ИГИЛ были связаны с наступлением в Ираке. В июне исламистов отделяло от Багдада чуть более 100 км. Сейчас основная тяжесть борьбы с ИГИЛ лежит на иракской армии и курдских ополченцах (последним помогут поставками оружия США). Ирак может в одиночку не справиться с ИГИЛ, что грозит ему фактическим распадом, а региону — новым затяжным периодом нестабильности.

ИГИЛ рассчитывает распространить свое влияние на Иорданию и Ливан. В июне организация опубликовала манифест, в котором заявила, что ее лидер — Абу-Бакр аль-Багдади — является потомком пророка Мухаммеда и с точки зрения исламской традиции может претендовать на должность калифа, то есть светского и духовного лидера мусульман. Это самопровозглашение свидетельствует о серьезных региональных амбициях аль-Багдади и возглавляемой им организации.

Богатства ИГИЛ

Помимо привлекательной для радикальных исламистов идеологии ИГИЛ располагает и значительными ресурсами, которые помогают организации вербовать новых сторонников и одерживать военные победы в регионе.

В середине июня The Guardian со ссылкой на высокопоставленного сотрудника разведки сообщила, что после взятия Мосула в распоряжении ИГИЛ оказалось около $425 млн, которые находились в местном центральном банке. Вместе с другими средствами в захваченных финансовых учреждениях группа получила еще $1,5 млрд. После взятия Мосула ИГИЛ располагала по меньшей мере $2,3 млрд.

ИГИЛ получает финансирование также и от продажи древностей, оказавшихся на ее территории (группа выручила $36 млн от продажи артефактов, найденных в горах поблизости от Дамаска). Другим источником средств для ИГИЛ издание назвало продажу нефти, полученной из месторождений на востоке Сирии. Исламисты, как отметило издание, продают часть ресурсов правительству Башара Асада, с которым одновременно ведут войну. В Ираке на подконтрольных ИГИЛ территориях находится целый ряд нефтяных месторождений. Кроме того, исламисты в июне захватили и до сих пор удерживают один из крупнейших иракских НПЗ в Байджи, на долю которого приходится до четверти всех нефтеперерабатывающих мощностей Ирака. Успехи ИГИЛ в нефтеторговле неоднократно отмечались СМИ.

В начале августа в интервью американскому телеканалу ABC News директор по исследованиям института INEGMA, базирующегося в Дубае, Теодор Карасик, рассказал, что, по оценке иракских властей, доходы ИГИЛ от торговли нефтью достигают $1 млн в день. По прогнозам официального Багдада, в случае захвата ИГИЛ других сирийских месторождений организация сможет ежемесячно получать до $100 млн.

ИГИЛ оценивает баррель нефти в $30 — почти в 3,3 раза меньше, чем он стоит на официальном рынке. Карасик отметил, что нефть ИГИЛ продается из Сирии через Турцию. Дальше она на черном рынке приобретается трейдерами на Восточном Средиземноморье.

В конце августа детали сделок по торговле нефтью ИГИЛ раскрыл изданию Gulf News приглашенный исследователь Брукингсовского центра в Дохе Луай аль-Хаттиб. По его сведениям, под контролем ИГИЛ находятся контрабандные пути доставки нефти автоцистернами в Иорданию через иракскую провинцию Анбар, а также в Иран через Курдистан. Кроме того, ИГИЛ может продавать нефть в Турцию через Мосул (поблизости от города находится нефтепровод, ведущий в эту страну) или на местный рынок в Сирии.

Выученные уроки

Стремительное продвижение ИГИЛ в Ираке и представляемая ею угроза заставили специалистов вспомнить «Аль-Каиду», которая долгое время считалась самой влиятельной джихадистской организацией в мире.

В конце августа специалисты по внешней политике американского консервативного исследовательского института Heritage Foundation назвали причины, по которым ИГИЛ оказывается даже еще более опасной, чем «Аль-Каида». Среди них они указали умелое использование организацией СМИ (видео с казнями американских журналистов Джеймса Фоули и Стивена Сотлоффа активно обсуждалось ведущими мировыми изданиями), присоединение к ИГИЛ террористических группировок, которые ранее входили или работали с «Аль-Каидой», доступ ИГИЛ к вооружениям, в том числе и тяжелым, активную работу по вербовке новых сторонников.

Параллели между ИГИЛ и «Аль-Каидой», сирийским отделением которой до недавнего времени была эта группировка, проводили и другие специалисты. «Исламское государство бросило «Аль-Каиде» перчатку и уверенно смещает ее с вершины символического лидера мирового джихадизма», — пишет на страницах Foreign Policy аналитик Джей Бергер. ИГИЛ рассматривается как преемник движения Усамы бен-Ладена, только более современный и более радикальный.

Если в историческом смысле преемственность между двумя организациями действительно прослеживается, в структурном плане «Исламское государство» можно сравнить с движением «Талибан», которое правило так называемым Исламским эмиратом Афганистан с 1996 по 2001 год. «Как и «Талибан», ИГИЛ концентрируется на захвате и обустройстве территории, а не на выстраивании сети глобального терроризма в стиле «Аль-Каиды» и бомбежках западных столиц», — уверен пакистанский публицист Ахмед Рашид.

Обладая сильной армией, работоспособной разведкой и хорошим снабжением, обе организации успешно сражались против правительственных войск, осаждали и брали ключевые города. Тем не менее Рашид полагает, что радикализм и милитаризм не позволят ИГИЛ эффективно управлять захваченной территорией. Как пример он опять же приводит Афганистан — после пяти лет правления талибов из страны хлынул поток беженцев, недовольных перебоями с поставкой еды и нехваткой рабочих мест. Несколько месяцев спустя точку в существовании эмирата поставила операция «Несокрушимая свобода» под руководством Вашингтона.

Как и в случае с «Талибаном», поддержать наступление международных сил на ИГИЛ может Россия. В создаваемую Вашингтоном коалицию, которая будет функционировать под эгидой НАТО, Москва в текущих условиях вступить не сможет.

Как пояснил представитель Альянса, после украинских событий вся практическая кооперация с Россией заморожена. Возобновление контактов будет возможно только после «действий Москвы, демонстрирующих приверженность международному праву и обязательствам».

С другой стороны, создание коалиции с участием России возможно, если в нее не будет входить НАТО как организационная структура. «Эта коалиция пока на стадии формирования, но уже ясно, что и западные страны, и региональные державы (включая Иран) крайне заинтересованы в прекращении насилия в Сирии и Ираке, — заявил РБК специалист британского Международного института стратегических исследований Александр Николл. — Поэтому совместные дипломатические проекты при участии России, подобные переговорам по иранской ядерной программе, более чем возможны».

Публичность
как воздух терроризма

Большинство крупнейших СМИ склонны придавать ИГИЛ образ молодой и жестокой группировки: «Впервые более чем за 20 лет существования «Аль-Каида» столкнулась с соперничающей джихадистской организацией, которая угрожает ее статусу ведущего движения жестокого экстремизма, — пишет Бен Хаббард из The New York Times. — Теперь стоит такой вопрос: будет ли эта новая организация долговечной?»

В редакционной статье немецкая Frankfurter Allgemeine Zeitung называет ИГИЛ «сильнейшим на свете народным ополчением». Причиной уникальности и высокой боеспособности группировки издание называет сочетание нескольких факторов: во-первых, действия ИГИЛ основываются на партизанской тактике, но бывшие армейские руководители режима Хуссейна привнесли в движение «классические военные доктрины», во-вторых, это стабильные источники дохода.

The Wall Street Journal отмечает, что ИГИЛ работает по принципу настоящего государства с иерархией и министерствами. Абу-Бакру аль-Багдади, «халифу» «Исламского государства», подчинены «наместники» из числа бывших генералов армии Хуссейна, ответственные за Ирак и за Сирию. Из этого триумвирата формируется так называемый эмират, верховное руководство. Ему подчиняются 12 губернаторов и девять советников — министров. Разные советники занимаются вопросами безопасности, разведки, армии, финансов. Специальный советник отвечает за медиаконтент и работу в социальных сетях.

Сразу несколько из девяти советников, так или иначе, занимаются вербовкой новых бойцов. Помимо советника по медиа в руководстве ИГИЛ за это ответственны юридический специалист и «советник по поддержке бойцов», который перевозит и размещает иностранных наемников-джихадистов, находит им занятие в ополчении. «ИГИЛ знает, что публичность — воздух терроризма. Цель жестокого спектакля по убийству иностранных журналистов — и терроризировать общественное мнение Запада, и заворожить его», — пишет британская The Guardian.Источник: РБК daily

Комментариев нет

Добавить комментарий