Как оценивают предприниматели вероятность введения санкций
РБК опросил предпринимателей, как они оценивают вероятность введения санкций после вхождения Крыма в состав России, их экономические последствия и будут ли проблемы в отношениях с украинскими партнерами.
Давид Якобашвили, вице-президент РСПП
Я плохой гадальщик. Но я надеюсь, что все пройдет хорошо [и изоляции России не будет]. Мы вкладываемся в Россию, и столько за эту жизнь горя и плохого увидено, что хотелось бы, чтобы все прошло нормально. Если будут испорчены отношения с Украиной, то в будущем все равно наши дети наладят отношения. Это вопрос времени.
Василий Бойко-Великий, президент агрохолдинга «Русское молоко»
Всякие пакости, типа ограничения визового общения, вполне возможны. Но в конечном итоге они пойдут на пользу России, потому что будут развиваться российские черноморские курорты, тем более что присоединили Крым — это большая курортная зона. Если будут ограничения с визами, то больше туристов поедут в Сочи или Крым. Хотя отдельные граждане могут испытывать неудобства, но в целом народный подъем таков, что это перекроит все эти мелкие пакости.
Повышение курса доллара, которое отчасти связано с обострением на Украине и присоединением Крыма, для нас станет положительным моментом, как и для любого отечественного производителя. Мы выпускаем премиальные молочные продукты, которые конкурируют с импортной продукцией, и в связи с ростом доллара мы становимся более конкурентоспособными.
Вадим Дымов, владелец компании «Дымовское колбасное производство»
Думаю, что будет настороженность, будет период легкой неопределенности и нервозности, но изоляции точно не будет.
Что касается рынка FMCG (товаров народного потребления), то придется искать новых поставщиков, потому что импорт, возможно, будет связан с какими-то ограничениями со стороны ЕС и США. Это особенно важно для таких стран, как мы, которые работают с сырьевыми товарами.
В будущем, безусловно, хотелось бы видеть отношения конструктивными. Думаю, что всем — здравого смысла для того, чтобы это пережить. Я, как и бизнес, настроен позитивно, но вопрос, как эту историю будут преподносить наши партнеры на Западе. Сейчас вопрос в расхождении оценок происходящего.
Аркадий Пономарев, владелец производителя молочных продуктов «Молвест»
Думаю, через какое-то время отношения с Украиной восстановятся. В конце концов в Киеве установится легитимная власть, которая найдет точки соприкосновения с Россией. Мы славянский народ, и у нас много общего. Когда-нибудь они будут вспоминать это как страшный сон.
Дмитрий Костыгин, основной акционер «Юлмарта»
Я не думаю, что Россия попадет в изоляцию. Сам я сторонник «швейцарской модели»: в стране свои стандарты, собственные производства, свои юридически фирмы и прочее. Им не нужна международная интеграция. Зато у них высококвалифицированное население, а не так, как в Прибалтике, когда половина населения уехала и стала официантами по всей Европе. Немножко примитивно, звучит как речь доморощенного чучхеиста, но мы сами все можем сделать. Швейцария не входит в ВТО, в ЕС, в зону евро — и ничего, живет не тужит. Пример маленькой страны в центре Европы показывает, что можно проводить свою политику без ЕС, евро и прочего.