На Порошенко давят украинская «партия войны» и европейская «партия мира»
В понедельник президент Украины Петр Порошенко определялся, продлевать ли режим прекращения огня. Украинские силовики заявили, что не исключают возобновления боевых действий, многие политики ужесточили свою риторику. В то же время Москва демонстрирует миролюбие и готовность закрыть свою границу: ополченцам уже не дают свободно ее пересекать.
За прекращение перемирия
На протяжении всего перемирия, длившегося неделю (ДНР и ЛНР присоединились к режиму прекращения огня 23 июня, а 27 июня были заключены договоренности продлить его еще на три дня), боевые действия не затихали. Украинские силовики и их противники не предпринимали значительных наступательных операций, но постоянно находились в огневом контакте с противником. По данным Совета национальной безопасности и обороны (СНБО), с момента прекращения огня были убиты 27 бойцов украинских силовых органов, число жертв среди мирного населения составляет не менее двух десятков человек.
Накануне в Киеве прошел митинг с требованием введения на Донбассе военного положения и возобновления АТО. «Вече» объединило представителей добровольческих батальонов МВД и активистов «евромайдана». Лидер батальона «Донбасс» Семен Семенченко (псевдоним) потребовал прекратить «навязанные европейскими политиками переговоры с террористическими организациями». Помощника министра внутренних дел Антона Геращенко и замглавы администрации президента Геннадия Зубко, обратившихся к демонстрантам, освистали.
К критике власти присоединилось и экспертное сообщество. Продолжение перемирия без новых европейских санкций в отношении России «деморализует все проправительственные силы», заявил обозреватель УНИАН Анатолий Баронин. По его словам, перемирие дает возможность лидерам ДНР и ЛНР перегруппировывать свои силы, а также «продолжать разрушение административно-финансовой и хозяйственной вертикали в регионе». Обвинил руководство страны в отсутствии политической воли и бывший министр иностранных дел Валентин Огрызко.
Впрочем, и официальные лица ужесточают риторику. Генеральный прокурор Виталий Ярема призвал «ставить точку», «начинать зачищать нашу территорию от террористов и дать людям возможность жить в нормальной стране».
Антитеррористическая операция возобновится под давлением снизу, уверены украинские политики и политологи. «В конце концов президент скажет: «Я сделал все, что вы хотели, видите, чем все это завершается. Я реализую план Б», — в воскресенье в эфире телеканала «Интер» предполагал бывший министр обороны Анатолий Гриценко.
Лично ходатайствовать перед главой государства о возобновлении боевых действий обещал перед встречей с Порошенко в понедельник лидер Радикальной партии Олег Ляшко, занявший третье место на президентских выборах 25 мая. О необходимости вводить военное положение говорила лидер партии «Батькивщина» Юлия Тимошенко.
«Альтернативы у Порошенко нет, если он хочет остаться в президентском кресле до конца года», — заметил РБК директор киевского Института трансформации общества Олег Соскин. По его словам, в случае отказа президента от активных боевых действий есть вероятность дальнейшей радикализации «полевой оппозиции» в лице бойцов добровольческих батальонов МВД.
Воевать не воюя
На продолжении переговоров настаивают западные партнеры Порошенко, а также Москва. В воскресенье вечером по итогам телефонных переговоров с Порошенко лидеры Германии и Франции Ангела Меркель и Франсуа Олланд, а также президент России Владимир Путин призвали продлить режим прекращения огня «на более длительный срок».
А в понедельник один из руководителей донецкого ополчения Андрей Пургин предложил провести новый раунд консультаций с Киевом 1 июля. Речь на них может пойти об обмене заложниками (по данным Донецкой народной республики, украинские силовики удерживают 190 ее активистов) по принципу «всех на всех» и создании гуманитарных коридоров.
Требование освобождения всех заложников — одно из четырех, выдвинутых ополченцам в пятницу на встрече Совета Евросоюза. От них (и Кремля) ждут содержательных переговоров с киевскими властями на основе мирного плана Порошенко и участия вместе с ОБСЕ в разработке механизма контроля над выполнением соглашения о прекращении огня. Также украинским силовикам должен быть передан контроль над остающимися в руках восставших трех пограничных КПП, считают в Евросоюзе.
Продлевая прекращение огня до 30 июня, Порошенко согласовал свою политику с западными партнерами, давшими тот же срок России для деэскалации кризиса. Но за минувшие выходные ни один из четырех пунктов Евросоюза выполнен не был. Ополченцы Донбасса 26—27-го освободили лишь две группы наблюдателей ОБСЕ, попавших к ним в заложники в конце мая. Небольшие подвижки есть и по линии ОБСЕ: постпред России при этой организации Андрей Келин заявил в понедельник о проработке направления на границу России и Украины инспекторов ОБСЕ, не указав конкретных сроков.
Однако есть косвенные свидетельства того, что Москва идет навстречу ЕС по главному вопросу — о закрытии с российской стороны границ для продвижения оружия и желающих сражаться за донбасское ополчение. По словам жителя приграничного поселка Гуково, с которым беседовал РБК, на прошлой неделе с территории Украины на российский участок пытались перейти ополченцы, выдавливаемые украинскими военными. «Наши пограничники не пропустили их, открыв огонь в сторону границы», — сказал собеседник.
Источник в Федеральной пограничной службе (ФПС) подтвердил, что российские пограничники за последние дни несколько раз открывали предупредительный огонь в сторону приближающихся со стороны Украины вооруженных людей. По его словам, решение не допускать к границе любых вооруженных людей было принято после инцидента с проникновением на российскую территорию двух бронетранспортеров. «В руководстве погранслужбы было совещание, где был устроен разнос всем руководителям, ответственным за данный участок границы. Было решено значительно усилить данный участок и поручено не пропускать никого, кроме беженцев, для которых организованы гуманитарные коридоры», — сказал собеседник. Официального комментария ФПС не последовало.
Источник: РБК daily