Как секс пришел в Германию
Сексуальная свобода пришла в Германию в конце 60-х годов. С этим общепринятым мнением спорит историк Сибилле Штайнбахер, утверждающая, что основа для "сексуальной революции" была заложена еще в "пуританских" 50-х.
Когда в 1951 году на киноэкраны Германии вышел фильм "Грешница" с Хильдегард Кнеф (Hildegard Knef) в главной роли, он вызвал шумный скандал. Причиной стала сцена, в которой актриса показалась обнаженной. И хотя ничего "такого" видно, в общем-то, не было и сцена длилась лишь несколько мгновений, этого было достаточно, чтобы вызвать бурные протесты радетелей за моральный облик.
50-е годы прошлого столетия немцы вспоминают как время скованности, чопорности и антисексуальности. Тем более свободными и раскрепощенными кажутся в ретроспективе поздние 60-е, которые принесли "сексуальную революцию".
На страже нравственности
Однако профессор Венского университета, историк Сибилле Штайнбахер (Sybille Steinbacher) вносит существенные коррективы в эту распространенную интерпретацию. Ее книга называется "Как секс пришел в Германию. Борьба за нравственность и приличие на заре ФРГ". Штайнбахер утверждает, что "волна сексуальности" захлестнула Западную Германию уже в 50-е годы.
"С конца 19-го века сексуальность была идеологизированной и политизированной темой, вызывавшей острые общественные и политические дискуссии, — пишет Сибилле Штайнбахер. — После Второй мировой войны спор вокруг нее вспыхнул вновь. В первую очередь католическая церковь взяла на себя особые полномочия в толковании сексуальной морали и защите нравственности".
"Отчеты Кинзи" и Беате Узе проторили тропу "сексуальной революции"
По-новому взглянуть на вопросы сексуальности немцев заставили так называемые "Отчеты Кинзи" — книги об особенностях сексуального поведения мужчин и женщин, которые вышли на немецком языке в 1954 и 1955 годах. Они вызвали в Германии, как выражается Штайнбахер, "волну медийного интереса".
"При этом "Отчеты Кинзи" никак нельзя назвать эротической литературой, — подчеркивает историк. — Это научные труды, напичканные цифрами и таблицами. Кинзи был биологом и рассматривал вопросы сексуальности с точки зрения биолога. В конечном итоге популяризировали его книги иллюстрированные журналы — как в США, так и в Германии. Они перевели научный трактат на популярный язык. Начался настоящий бум: публиковались опросы о сексуальных предпочтениях немцев, появились дешевые издания с кратким изложением тезисов Кинзи".
В сексуальном раскрепощении Германии особую роль сыграла Беате Узе (Beate Uhse). Свою фирму по продаже презервативов и книг о гигиене брака она открыла еще в 1947 году. А в середине 60-х годов стала ведущим предпринимателем на рынке "интимных" товаров.
Сексуальность как стиль жизни
Сексуальная революция ассоциируется у многих в первую очередь с появлением противозачаточных таблеток. Однако Сибилле Штайнбахер ставит "основополагающую" роль этого контрацептива под сомнение. Дело в том, что противозачаточные таблетки впервые появились в Германии в 1961 году, но по-настоящему получили распространение лишь в 1965-1966 году. Врачи выписывали их очень выборочно — только замужним матерям. И лишь в конце 60-х они стали, как говорит Сибилле Штайнбахер, "ассоциироваться с новым стилем жизни, с прогрессом и свободой".
"Отчеты Кинзи" и деятельность Беате Узе подготовили почву для "сексуальной революции" в конце 60-х годов в Германии, — таков вывод Сибилле Штайнбахер. "Ведь немало битв на почве разных представлений о морали и "приличном" поведении прошло еще до 1968 года", — подчеркивает историк.