ИноСМИ попытались угадать ответ России в случае теракта на борту А321
Если британские и американские спецслужбы правы, подозревая, что причиной падения российского самолета в Египте стал взрыв бомбы на его борту, это станет важным этапом в развитии угрозы со стороны исламских радикалов. Об этом пишет старший научный сотрудник Королевского объединенного центра оборонных исследований Шашанк Джоши в своей статье для Financial Times, озаглавленной «Растущие подозрения насчет египетской катастрофы испытывают российскую стратегию в Сирии».
В случае подтверждения причастности «Исламского государства» (террористической организации, запрещенной в России) к катастрофе А321 Путину, вероятно, придется на самом деле заняться борьбой с ИГ, а не делать вид, отмечает автор, имея в виду обвинения Запада в том, что российская авиация наносит удары в том числе и по прозападным противникам сирийского президента Башара Асада.
Москва также могла бы использовать катастрофу как оправдание для увеличения своего присутствия в Сирии, пишет Джоши, и если официальное расследование укажет на ИГ, то события начнут развиваться быстро.
В статье московского корреспондента FT Кэтрин Хилл «Общественная поддержка Путина заглушает критику за катастрофу самолета» говорится, что россияне с негодованием отреагировали на западные предположения, что причиной падения А321 стал теракт. При этом автор статьи утверждает, что «небольшая, но громкая группа внутренних критиков Владимира Путина начала задаваться вопросом, не лжет ли его правительство».
Газета напоминает, что глава международного комитета Совета Федерации Константин Косачев назвал действия британских властей, объявивших об эвакуации своих туристов с египетского курорта Шарм-эль-Шейх, «геополитической оппозицией действиям России в Сирии».
В еще в одном материале FT ее корреспонденты в Каире Хеба Салех и в Бейруте Эрика Соломон рассказывают о группировке «Синайская провинция», которая взяла на себя ответственность за катастрофу российского самолета. Они напоминают, что боевики этой организации убили на севере Синайского полуострова сотни египетских полицейских и военных.
Авторы ссылают на мнение экспертов, согласно которому большинство членов группировки являются представителями бедуинских племен из этого экономически и политически маргинального египетского региона. Они начали активную вооруженную борьбу с властями после свержения в 2013 году исламистского президента Египта Мохамеда Мурси. Группировка тогда называлась «Ансар Байт аль-Макдис» («Сторонники Иерусалима», но в ноябре 2014 года она присягнула в верности ИГ и сменила название на «Синайская провинция» (вилаят), чтобы продемонстрировать, что рассматривает эту территорию как часть самопровозглашенного исламского халифата.
У ИГ есть специалисты, занимающиеся созданием взрывных устройств, пишет FT, и, по утверждениям сирийских повстанцев, им известно, что группировка экспериментирует с новыми, более сложными типами взрывчатых веществ. По оценке западной разведки, отмечает издание, синайское подразделение ИГ является одним из самых эффективных. Один из источников газеты в спецслужбах описал «Синайскую провинцию» не как «франшизу, выстроенную по модели «Аль-Каиды», а как «гораздо более тесно интегрированную» в ИГ структуру.
FT напоминает, что «Аль-Каида» в Йемене занималась разработкой взрывных устройств без содержания металлических элементов, вследствие чего эти бомбы было бы нельзя обнаружить обычными детекторами. Группировка предприняла две неудачные попытки взорвать эти устройства в 2009 году и даже в 2010 году пронесла взрывчатку на грузовые самолеты, направлявшиеся в США. Образец одного из таких устройств спецслужбам удалось заполучить в 2012 году с помощью двойного агента, а в декабре 2014 года группировка заявила, что разработала бомбу новой конструкции.
Источники FT в спецслужбах расценивают версию о способности «Синайской провинции» пронести взрывчатку на самолет как заслуживающую доверия. В своем заявлении террористы отметили, что Россия стала для нее особо «престижной» целью после ее вмешательства в сирийский конфликт. Один из дипломатов, представляющих страну, входящую в коалицию по борьбе с ИГ, отметил, что эта группировка в основном действует по ситуации и поэтому трудно сделать общие выводы о ее способностях.
«История правления Путина предвещает жесткий ответ, если причиной падения самолета окажется теракт», пишет The Wall Street Journal. Издание отмечает, что хотя Кремль пока отвергает предположения, что российский лайнер упал из-за взрыва бомбы, но Путин известен своим подходом к терроризму с позиции «пленных не брать».
В текущей воздушной кампании в Сирии российский президент обозначил ИГ как врага номер один, но аналитики, на которых ссылается WSJ, утверждают, что Кремль стремится преуменьшить вероятность акций возмездия, так как это противоречит нарративу российского государственного телевидения, согласно которому удары по террористам в Сирии проводятся успешно и без потерь.
Британская газета The Independent задается вопросом: что сделает Путин, если ИГ сбила самолет бомбой? Издание напоминает, что катастрофа произошла всего через месяц после начала прямого военного вмешательства России в сирийский конфликт. Если самолет действительно упал вследствие взрыва бомбы, то это «очень плохая новость для Владимира Путина с точки зрения и внешней, и внутренней политики», отмечает газета.
Доказательства того, что авиакатастрофа произошла в результате теракта, могли повредить ауре российского президента, полагает The Independent. В этом случае Путин будет чувствовать себя обязанным ответить как можно жестче, нанеся удар по ИГ в Сирии, а также и по более близким целям, резюмирует газета, имея в виду остатки радикального подполья на Северном Кавказе.
«Катастрофа самолета на Синае может являться расплатой за военную авантюру Путина в Сирии» — называется статья в либеральной британской газете The Guardian, в которой журналист Саймон Тисдолл отмечает, что выбрав ИГ в качестве врага, российский президент выставил граждан своей страны прямиком на линию огня.
Автор статьи ставит вопрос, почему именно самолет российской авиакомпании был выбран мишенью и почему Путин не хочет признавать, что катастрофу организовали террористы. По мнению Тисдола, наиболее вероятным ответом является вмешательство России в сирийский конфликт. Он также пишет, что «крайне досадный факт, что администрация Обамы и британские министры публично предсказали, что путинская интервенция сделает Россию мишенью террористов».
The Guardian также задается вопросом, каков будет ответ Москвы, если она признает, что за катастрофой А321 стоит ИГ. Издание напоминает, что Путин говорил о соответствующей реакции, как только будут установлены факты. Газета предполагает, что речь может идти о значительной эскалации ударов по ИГ в Сирии или о расширении зоны действия российской операции на Ирак, где парламент уже потребовал от правительства обратиться за помощью к Москве. Издание также не исключает активизацию действий против боевиков на Северном Кавказе и в других мусульманских регионах России.
«Вчера вечером появились новые доказательства, что «Исламское государство» пронесло бомбу на борт российского самолета в пассажирском багаже, прежде чем взорвать ее над Египтом», — пишет The Times, уделяющая много внимания версии о теракте. Газета отмечает, что у ИГ есть подразделения, которые экспериментируют с новыми видами взрывчатки, которые могли быть использованы в подобном теракте.
Издание утверждает, что среди специалистов авиационной отрасли ходят разговоры о нехватке фактов касательно катастрофы А321, но Airbus и другие структуры отказались комментировать слухи о том, что Египет, возможно, ограничивает доступ к доказательствам. Бывший руководитель администрации Федерального управления гражданской авиации США Майкл Голдфарб предположил, что расследованию, возможно, мешает «столкновение культур», пишет The Times. Он отметил, что большая часть опубликованных на данный момент данных только вводит в заблуждение, и призвал воздержаться от поспешных выводов насчет теракта.
Газета обращает внимание на плохо скрываемое раздражение России и Египта на официальные заявления британских властей о теракте как возможной причине катастрофы. Неназванный арабский дипломат заявил The Times, что это было проявлением крайнего неуважения по отношению к египетскому президенту Абдель Фаттаху ас-Сиси, который в этот день прибыл с официальным визитом в Лондон.
Доктор Эндрю Фоксолл из Центра российских исследований при лондонском аналитическом центре «Общество Генри Джексона» напомнил The Times, что после начала российской кампании в Сирии несколько исламистских группировок, в том числе имеющих сторонников в России, призвали к мести. По его мнению, Москва теперь сожалеет о полном прекращении обмена разведданными с западными странами.
Катастрофа российского A321 в Египте Фотогалерея Утром 31 октября в Египте потерпел крушение самолет A321 российской авиакомпании «Когалымавиа». Лайнер выполнял рейс по маршруту Шарм-эль-Шейх — Санкт-Петербург. На борту самолета находились 224 человека, в том числе и члены экипажа. По информации египетских властей, в катастрофе A321 никто не выжил. По предварительной версии Египта, причиной аварии могли послужить технические неполадки. По словам представителя египетского комитета по расследованию авиационных инцидентов Аймана аль-Мугадема, пилот предупредил наземных диспетчеров, что на самолете возникла «техническая проблема» и ему нужно приземлиться как можно скорее. Согласно радарным наблюдениям, самолет снижался со скоростью два километра в минуту перед тем, как он упал на землю. Россия начала расследование причин крушения. Указом президента Владимира Путина 1 ноября был объявлен днем траура. Посмотреть 19 фотографий
Источник: РБК daily