Ингушетия готовит законопроект по переносу выплат жертвам репрессий на федеральный бюджет
Республика Ингушетия готовит к внесению в Госдуму законопроект, согласно которому жертв политических репрессий в регионах поддержат выплаты из федерального бюджета. Речь в нем будет идти не только о жителях Кавказа, подвергшихся когда-то депортации, но и о других гражданах России, пострадавших от репрессий. «Таких много и в Питере, и в Москве», — рассказала РБК daily депутат Госдумы, заместитель руководителя фракции «Справедливая Россия» Оксана Дмитриева.
Г-жа Дмитриева обещает всяческую поддержку готовящейся инициативе: «Ведь все равно кавказские регионы, пострадавшие от репрессий, уже и так получают финансовую помощь из центра. С принятием закона выплаты и льготы будут более упорядочены».
Подробностями разрабатываемого по ее инициативе проекта закона депутат поделилась с РБК daily, находясь в Ингушетии, где она провела встречу с ее президентом Юнус-Беком Евкуровым. По ее словам, г-н Евкуров предлагает четко зафиксировать, чтобы вводимые законопроектом ежемесячные выплаты распространялись только на реальных жертв политических репрессий, а не на всех членов их семьи, чтобы не стимулировать иждивенческие тенденции. В Ингушетии речь может идти о 7—17 тыс. человек (всего в республике, по данным на январь 2013 года, проживают 442 255 человек).
Несмотря на то что по федеральному закону «О реабилитации жертв политических репрессий» выплаты должны производиться из федерального бюджета, после проведенной в 2005 году монетизации льгот размер и периодичность компенсаций жертвам политрепрессий стали определять региональные законы, бремя выплат было перенесено на региональные бюджеты. Новая инициатива, которая готовится при поддержке г-жи Дмитриевой, предусматривает возврат выплат на федеральный уровень и расширение набора льгот. Впрочем, конкретных цифр по их размерам она пока не называет, поскольку консультации с экспертами пока не завершены. Возможно, в окончательной версии законопроекта будет предусмотрено, что 70% финансирования придется на федеральный бюджет и 30% — на региональные.
Поддержка г-жи Дмитриевой означает, что у законопроекта серьезные шансы: являясь депутатом Госдумы РФ всех созывов, она работала в комитете ГД по бюджету, была автором первой редакции Бюджетного кодекса, принятого в 1998 году, и даже получила среди коллег прозвище Мать Бюджетного кодекса. Именно она разработала процедуры рассмотрения федерального бюджета в Госдуме.
Впрочем, коллега Дмитриевой по бюджетному комитету Госдумы Евгений Федоров («Единая Россия») идею о выплатах раскритиковал. По его мнению, за те льготы, которые предусмотрены решениями Российской Федерации, отвечает Российская Федерация, а если какая-то республика приняла решение о помощи внутри своей республики, то она сама должна отвечать по этим обязательствам. «Не можете же вы принять решение в своей семье, с тем чтобы его реализацию оплачивали из другой семьи», — разъяснил г-н Федоров.
«Думаю, что решение, которое готовится, глубоко оправданно, жалко, что оно запоздало», — говорит РБК daily политолог Дмитрий Орешкин. Будет функциональнее и честнее передавать средства на выплаты, в частности, жертвам политических репрессий напрямую. «Схему бюджета это не сломает, а жертв осталось мало», — констатирует г-н Орешкин. По его мнению, речь может идти о сотнях тысяч человек, возможно, цифра дойдет до миллиона.
Ян Рачинский, сопредседатель московского общества «Мемориал», напомнил, что когда закон о жертвах политических репрессий принимался в 1990 году, то выплаты были едиными и производились из федерального бюджета в размере доплаты к пенсии. Они были невелики, но довольно ощутимы. Перенесение этой тяжести на регионы, по его словам, аморально: репрессии были организованы не регионами, а исключительно общесоюзной властью. «Почему сейчас эта, мягко говоря, не очень богатая республика, большая часть населения которой была переселена, должна платить за действия общегосударственных властей?» — спрашивает г-н Рачинский. Аналогичная ситуация, по его словам, в Коми, Томской области, где многие пострадавшие в годы репрессий, просто отбыв сроки, остались на поселение. «Мы имеем разброс выплат от 230 руб. до двух с небольшим тысяч», — говорит сопредседатель «Мемориала». В зависимости от того, получил человек срок в одном и том же месте или потерял родителей, разница десятикратная. А наибольшие выплаты там, где и без того людям живется легче, например в Москве.
«Уровень выплат по закону о реабилитации низок», — уверен эксперт «Мемориала» по Кавказу Александр Черкасов. «В масштабах России это уже и не такие большие деньги, если говорить только о тех, кто был депортирован, а не об их детях. Речь идет не о сумасшедших нагрузках на бюджет, это не Сочинская олимпиада», — говорит г-н Черкасов. Но если поправки будут приняты, то необходимы существенные меры контроля, чтобы выплаты не растеклись по карманам чиновников, предупреждает он.
Депортация чеченцев и ингушей (операция называлась «Чечевица») с территории Чечено-Ингушской АССР в Среднюю Азию и Казахстан проходила в период с 23 февраля по 9 марта 1944 года. Всего к 9 марта было принято для конвоирования и отправлено 180 эшелонов по 65 вагонов в каждом с общим количеством переселяемых 493 269 человек.Источник: РБК daily