Гроссмейстеры пошли по музеям
Традиционный турнир в Вейк-ан-Зее протекает в этом году еще более чинно и размеренно, чем обычно. 16 дней – почти столько длится Олимпиада или футбольный мундиаль! Причем игровых дней только 11 плюс целых пять выходных. Но причина подобной щедрости организаторов отнюдь не в альтруизме и не в сочувствии к гроссмейстерам, проводящим каждый день по 5-6 часов за доской и еще часа 3-4 за компьютером при подготовке. Как ни парадоксально, лишние дни отдыха появились… из-за проблем с финансированием!
Для Голландии январский фестиваль на побережье Северного моря – событие национального масштаба, сюда приезжают все, кто хоть немного умеет играть в шахматы. Не одно десятилетие фестиваль захватывает три уик-энда, и отказаться от этой традиции организаторы не захотели, хотя из-за недостатка средств им пришлось сократить число участников главного турнира с 14 до 12 и отказаться от побочного турнира. Чтобы привлечь внимание к своим проблемам, организаторы устроили два выездных тура – в Амстердаме и Эйндховене. Естественно, переезды и смена обстановки – серьезный стресс для любого спортсмена, поэтому лишние дни отдыха до и после «гастролей» очень даже пригодились. А гастролируют гроссмейстеры в крупнейших музеях Голландии! Приятно, что в этом вопросе Запад берет пример у России, ведь идея привести шахматы в музейные залы принадлежит российским бизнесменам Андрею Филатову и Геннадию Тимченко, которые начали с Третьяковской галереи, Лувра и Русского музея.
В Государственном музее в Амстердаме гроссмейстеры сфотографировались на фоне знаменитой картины Рембрандта «Ночной дозор», – отличная реклама для шахмат. Выездной тур привлек огромное внимание зрителей, а также прессы, которая в Голландии и без того с большим уважением относится к шахматам. По слухам, уже нашлись меценаты, готовые поддерживать один из старейших в мире шахматных фестивалей.
Первую половину турнира блестяще провел Эло-фаворит (лучший из участников по рейтингу ЭЛО — прим. РБК daily) Левон Аронян (Армения): он играет свежо, напористо, не жалея свежих дебютных идей. Обычно в преддверии главного старта сезона (а это, бесспорно, турнир претендентов, который пройдет в марте в Ханты-Мансийске) шахматисты начинают «темнить», уходить от принципиальных споров в начале партии. Но кто знает: быть может, у Левона столько новинок в запасе, что их хватит на пять турниров претендентов.
Единственный российский участник Сергей Карякин находится в группе преследования. Сергею также предстоит выступать в столице Югры, и он, в отличие от Левона, действует более традиционно – старается не раскрывать свою подготовку, применяет «запасные» дебюты. При этом во всех партиях сражается до конца, демонстрируя прекрасную физическую выносливость, и за счет этого уже пару раз реализовал минимальный перевес. Пример чемпиона мира Магнуса Карлсена заразителен!
Пока явно ниже своих возможностей выступают Хикару Накамура (США) и Борис Гельфанд (Израиль). Американец в январском рейтинг-листе вышел на третью строчку, потеснив Владимира Крамника, а сейчас, теряя почти 10 пунктов, откатился на шестое. Очень неровно, чередуя победы с поражениями, играет Фабиано Каруана (Италия). Возможно, его отвлекала мысль о том, что в случае отказа одного из претендентов именно ему предстоит выйти на замену в Ханты-Мансийске. Экс-чемпион мира Виши Ананд несколько раз намекал в интервью, что устал от борьбы за корону, однако спортивные амбиции возобладали, и он решил вновь стать претендентом. 21 января ФИДЕ опубликовала окончательный состав участников турнира претендентов: Виши Ананд (Индия), Левон Аронян (Армения), Веселин Топалов (Болгария), Шахрияр Мамедьяров (Азербайджан), Владимир Крамник, Сергей Карякин, Петр Свидлер и Дмитрий Андрейкин (все – Россия).
Источник: РБК daily