Экономисты ВШЭ: Резервный фонд выдержит пять-семь лет
«Подушка безопасности», формируемая из ежегодных отчислений нефтегазовых доходов, может быть полностью израсходована в течение следующих пяти-семи лет, считают в Центре развития ВШЭ. При реализации бюджетного правила в его нынешнем виде дополнительных нефтегазовых доходов в 2015—2017 годах не хватит для компенсации недополученных ненефтегазовых доходов и поступлений, даже при умеренно оптимистичном развитии экономики, подсчитали эксперты.
Минэкономразвития разработало несколько сценариев прогноза развития экономики на 2015—2017 годы. В первом «базовом» сценарии финансировать дефицит федерального бюджета предполагается без изменения бюджетного правила, он был одобрен на заседании правительства 15 мая. Другой, оптимистичный сценарий предполагает смягченный вариант бюджетного правила, при котором расходы федерального бюджета будут превышать доходы на сумму до 2% ВВП (вместо 1% по действующему правилу), а нормативная величина Резервного фонда снижается до уровня в 5% ВВП (вместо текущих 7% ВВП).
Сейчас в Государственной думе началась работа над поправками в бюджет 2014 года. В соответствии с ними в этом году ожидается профицит бюджета в 0,4%, хотя ранее планировался дефицит в 0,5%. «В ситуации увеличения нефтегазовых доходов на 952,1 млрд руб. и сокращения ненефтегазовых доходов на 283,9 млрд руб., в соответствии с бюджетным правилом Резервный фонд должен увеличиться дополнительно на 668,2 млрд руб. Однако это было бы возможно только при достижении запланированных показателей по источникам финансирования бюджетного дефицита», — говорится в комментарии экономистов Центра развития.
В Минфине говорят об отказе от внешних заимствований и сокращении внутренних займов почти в два раза: с 800 млрд до 435 млрд руб. Дефицит бюджета планируется закрыть в том числе за счет дополнительных нефтегазовых доходов.
Ситуация в 2014 году подтверждает, что изменять бюджетное правило и расходовать средства Резервного фонда правительство может неявно, считают в Центре развития. Все дело в будущих сценариях развития экономики и дополнительном дефиците федерального бюджета, который и будет покрываться средствами из Резервного фонда. В последующие годы Центр развития, опираясь на оценки Минэкономразвития по оптимистичному сценарию, оценивает дополнительный дефицит федерального бюджета на уровне 775 млрд руб. в 2015 году, 851 млрд руб. в 2016 году и 938 млрд руб. в 2017 году.
Даже в случае реализации консервативного базового сценария, который не предполагает увеличения параметров дефицита, при сведении бюджета могут возникнуть проблемы, считает научный сотрудник лаборатории бюджетного федерализма Института экономической политики им. Е.Т. Гайдара Арсений Мамедов. «Опасность того, что средства Резервного фонда будут израсходованы, существует даже при базовом сценарии, в этом вопросе я солидарен с коллегами из Центра развития, так как уже в этом году средства фонда, по сути, используются, а отчисления в него по итогам года будут снижены», — пояснил Мамедов.
Однако более вероятным сценарием Мамедов считает простое снижение отчислений в Резервный фонд. «Так как цены на нефть у нас в прогнозах консервативны, то в случае необходимости мы будем просто меньше отчислять в резервный фонд», — считает Мамедов.
Мамедов подчеркнул, что институт Гайдара в целом оценивает рост ВВП более консервативно, чем это делает Минэкономразвития: «0,5% ВВП — это рост в пределах статистической погрешности, и непонятно, то ли он есть, то ли его нет». Он также назвал слишком оптимистичными прогнозы Минэкономразвития по доходам федерального бюджета. Таким образом, высока вероятность того, что средства Резервного фонда будут использоваться, но о полной растрате средств «из кубышки» речи не идет, сказал он.
Источник: РБК daily