Девять претендентов на один «НОС»: победителя литературной премии определят в этот четверг
Впрочем, один лауреат уже известен: Михаил Елизаров обошел всех в интернет-голосовании.
Игровое название премии, учрежденной Фондом Михаила Прохорова, предлагается расшифровывать двояко: новая словесность или новая социальность. Причем последнее подразумевает не только обращение авторов к социальным темам, но и открытое подведение итогов. Жюри «НОСа» определяет финалистов и победителя, который получит 700 тыс. руб. и статуэтку не за закрытыми дверями, а в ходе двух театрализованных церемоний, в Красноярске (в ходе книжной ярмарки, проводимой тем же Фондом Прохорова) и в Москве. Жюри во главе с Константином Мильчиным на глазах у собравшихся ведет оживленную дискуссию со специально приданной ему в противовес «группой экспертов».
Несмотря на полушутливую форму, сама дискуссия ведется вполне серьезная. Да и подавляющее большинство из девяти книг, попавших в этом году в короткий список, к шуткам не располагает. Четыре из них — «Гумилев, сын Гумилева» Сергея Белякова, «Лавр» Евгения Водолазкина, «Харбинские мотыльки» Андрея Иванова и «Дознаватель» Маргариты Хемлин — исторические романы, уже входившие в короткие списки других престижных литературных премий 2013 года. К примеру, «Лавр» взял целых две — «Большую книгу» и «Ясную поляну».
Лауреатом премии «Букер» является еще один финалист «НОСа» этого сезона — Михаил Елизаров. Правда, ту премию в 2008 году он получил за мистический роман «Библиотекарь», а на сей раз представлен сборником из 12 жестких реалистических рассказов «Мы вышли покурить на семнадцать лет». Вне зависимости от того, отдаст ли интеллектуальное жюри главный приз известному своими не совсем либеральными взглядами Елизарову, читательское голосование на сайте премии уже принесло ему безоговорочную победу с большим перевесом (и прилагающиеся к ней 200 тыс. руб.).
Сборник рассказов о простых современных людях, от работяг до коммерсантов, предоставил и единственный в коротком списке дебютант, белорус Константин Чарухин. Его книга называется «Щежерь», и если жюри действительно озабочено поисками «новой социальности», то лучший образчик ему будет найти трудно. Еще более экзотично звучит название книги Александра Григоренко «Ильгет». Это роман-миф о представителе одного из древнейших сибирских народов, который вынужден выживать на занятых монголами берегах реки Йонесси, то есть Енисей. Наконец, еще два труда — это воспоминания. Но если «Книга книг» композитора Владимира Мартынова под стать его музыке, сложнейшее многослойное и многоголосое построение, которое сам автор призывает не читать, а использовать для медитаций, то «Записки Планшетной крысы» главного художника питерского БДТ и лауреата премии «Нацбест» Эдуарда Кочергина — это классические мемуары «из-за кулис». Они написаны известным и театральным человеком с безукоризненной репутацией. И это обстоятельство при подведении итогов может оказаться решающим.Источник: РБК daily