Деловая активность малого бизнеса рухнула в ожидании кризиса
Деловая активность падает
Индекс бизнес-активности в сегменте микро-, малых и средних предприятий, впервые просчитанный в третьем квартале 2014 года, сразу показал сжатие. Тем не менее по ряду показателей предприниматели демонстрировали оптимизм, надеясь улучшить к концу года продажи, прибыль и клиентскую базу. Эти ожидания не сбылись, резюмируют аналитики по итогам второй волны исследования.
Результаты, полученные на основе опроса 2000 компаний в 19 регионах, отражают мнение российских предпринимателей в целом, а также в разрезе отраслей, размера бизнеса и отдельных регионов. Значение индекса выше 50 пунктов интерпретируется как рост деловой активности, ниже – как снижение.
Если в третьем квартале показатель индекса был на грани этого водораздела с показателем 49,7, то в четвертом квартале 2014 года он снизился до 39,8 пунктов. «Темпы деловой активности в сегменте малого и среднего бизнеса заметно падают, этому способствует целый набор факторов, среди которых неопределенность в экономике, санкции, валютные колебания, рост ставок», – комментирует зампред правления Промсвязьбанка Константин Басманов.
В последнем квартале прошлого года снижение продемонстрировали почти все компоненты: бизнес-ожидания, продажи, прибыль, доступность финансирования, готовность к инвестициям. Существенного падения не было только в кадровой составляющей. «Тем не менее, если в третьем квартале 2014 года предприниматели были оптимистичны в части своих возможностей увеличивать персонал и оплату труда, то в четвертом этого не произошло, и не планируется в первом квартале 2015 года», – говорится в материалах исследования.
Москва – не тихая гавань
Источник: РБК daily