ЧОПы хотят получить право на охрану железнодорожных грузов
Частные операторы посягнули на монополию по охране железнодорожных грузов с оборотом более 3 млрд руб. в год. Они предлагают допустить частные охранные предприятия до сопровождения грузов на железной дороге. РЖД эту инициативу не поддерживают.
Письмо частной охраны
Некоммерческое партнерство операторов (НП «СОЖТ») предложило Минтрансу разрешить частным охранным компаниям сопровождать и охранять грузы на железной дороге. Это следует из письма исполнительного директора СОЖТ Дмитрия Королева заместителю министра транспорта Алексею Цыденову (есть в распоряжении РБК).
Сейчас за охрану и сопровождение грузов, которые перевозятся по железной дороге, отвечает ведомственная охрана Министерства транспорта – ФГП «Ведомственная охрана железнодорожного транспорта Российской Федерации», рассказал РБК представитель РЖД. Грузоотправитель или оператор подвижного состава заключают договор напрямую с этим охранным предприятием, и РЖД снимает с себя обязанность следить за сохранностью груза, пояснил он. Фактически ответственность за сохранность груза ложится не на охранную организацию и РЖД, а на грузоотправителя, сетует представитель одной из компаний, входящих в СОЖТ. «Практически в пути следования охрана отсутствует», говорится в письме СОЖТ, а факты вскрытия вагонов и неисправности специальных замков выявляются только при осмотре на промежуточных или конечных станциях. По мнению операторов, ведомственная охрана защищает грузы только от криминальных посягательств, не обращая внимания, например, на мелкое хулиганство.
По данным РЖД, с января по сентябрь на железной дороге произошло 5,3 тыс. случаев хищений. Ущерб составил более 74 млн руб., а по факту хищений возбуждено 1,6 тыс. уголовных дел, около 400 человек привлечены к уголовной ответственности.
Решение проблемы операторы видят в либерализации рынка охранных услуг на железных дорогах России: они предлагают дать возможность не только ведомственной охране, но и частным охранным организациям участвовать в открытых конкурсах. «Участниками конкурса могут быть и вневедомственная охрана МВД, и, например, структуры РЖД, и какаялибо другая зарекомендовавшая себя структура, осуществляющая охрану на транспорте», – говорит источник РБК в крупной компании-операторе.
В рабочую группу, которая готовила обращение в Минтранс, входят представители таких операторов, как «Русагротранс», «Трансконтейнер», «Евросиб», «Трансойл», «Трансгарант» и «Восток 1520», рассказал РБК представитель СОЖТ. Два самых крупных оператора пока не уверены в том, что поддержат СОЖТ: представитель ПГК пояснил, что в компании «пока обсуждается, насколько это интересно», а представитель ФГК комментарий не предоставил.
Бизнес на три миллиарда
В РЖД инициативу допуска частных охранных организаций к сопровождению грузов не поддерживают. «Мы выступаем исключительно за государственные охранные предприятия – будь то подведомственные, например, Минтрансу, Минэнерго или Росатому», – говорит представитель РЖД.
Работа с частными предприятиями невозможна технологически, объясняет он. У ведомственной охраны уже есть свои опорные пункты, а у частников их нет. Если же грузоотправители или операторы будут заключать договоры на охрану своих вагонов с разными фирмами, то такое количество охранников просто негде будет перевозить, говорит представитель РЖД. При этом он опровергает возможное участие охранных структур РЖД в сопровождении грузов. «У нас действительно есть свои охранные предприятия, но это не их сфера деятельности», – пояснил представитель монополии.
Операторы и раньше обращались в Минтранс с подобными предложениями, но никаких действий ведомство не предпринимало, говорит источник РБК в одной из компаний, входящих в СОЖТ. На этот раз инициатива пройдет общественное обсуждение, сказал представитель РЖД. Источник РБК в Минтрансе пояснил, что ведомство отреагирует на письмо операторов сразу после того, как выслушает мнение представителей ведомственной охраны. В охранной организации на вопросы РБК не ответили.
Годовой оборот подведомственной Минтрансу охранной структуры – более 3 млрд руб. в год, говорит источник РБК в одной из операторских компаний. Расходы одного оператора на сопровождение грузов составляют около 2% от провозного тарифа, который регулярно выплачивается РЖД, объясняет он. При этом в конечном итоге эти затраты ложатся на плечи грузовладельцев. Ставки ведомственной охраны очень высоки, соглашается руководитель департамента исследований железнодорожного транспорта Института естественных монополий Владимир Савчук. Если открыть доступ на этот рынок, частные охранные предприятия могли бы конкурировать с государственными, считает эксперт.Источник: РБК daily