Чиновники сочли рискованным запрет на торговлю с Украиной и Молдавией
Введение ненулевых пошлин для импортных товаров с Украины, из Молдавии и Грузии — не единственный возможный ответ России на соглашение об ассоциации трех стран с Евросоюзом. Москва может ввести ограничения на торговлю с соседями по примеру западных санкций, следует из правительственных документов. Однако этот сценарий чреват разбирательствами в ВТО.
В правительстве обсуждается три варианта того, как Россия может защитить свой внутренний рынок после вступления в силу соглашений о евроассоциации Украины, Молдавии и Грузии. Это следует из рабочего документа Минэкономразвития (есть у РБК), подлинность которого подтвердили три правительственных чиновника.
Первый вариант известен — про него неоднократно говорили чиновники Белого дома. Для защиты Россия может применить шестое приложение к договору о зоне свободной торговли в СНГ. По нему страны — участницы зоны свободной торговли могут устанавливать ненулевые ставки таможенных пошлин к странам зоны, если в результате произошел существенный рост импорта зарубежных товаров в одну из стран.
В документе чиновники предлагают использовать этот вариант для случая с Молдавией. Сейчас в отношении большинства товаров, поступающих на российский рынок из этой страны, действуют нулевые импортные пошлины. Москва повысит их до уровня режима наибольшего благоприятствования ВТО, если увидит угрозу роста серого импорта из Евросоюза, объяснял РБК ранее замминистра экономического развития Алексей Лихачев.
У этого предложения есть риски: импортеры могут обойти требование об уплате ненулевых пошлин, перенаправив поставки через третьи страны. «Если Белоруссия и Казахстан не осуществят аналогичных действий, возникнет вопрос дополнительного контроля поставок в рамках Таможенного союза (ТС), хотя это тоже решаемая задача», — считает председатель комитета ТПП по вопросам экономической интеграции стран ШОС и СНГ Владимир Саламатов.
Второй вариант — приостановка действия договора о зоне свободной торговли для страны, подписавшей договор с ЕС. Сделать это можно, если удастся доказать, что страна нарушила договор или произошли изменения, коренным образом изменяющие ситуацию, при которой договор был подписан.
С точки зрения последствий для торговли оба сценария равнозначны. «Применяя шестое приложение, Россия устанавливает режим наибольшего благоприятствования, то есть торговать, например, с Украиной она будет на тех же условиях, как и со странами, с которыми нет вообще никаких торговых соглашений. Фактически денонсация договора и шестое приложение равнозначны», — говорит директор Центра исследований международной торговли ИПЭИ РАНХиГС Александр Кнобель.
Но приостановка договора более выгодна для России с политической точки зрения и по этой же причине трудна в исполнении. Для этого нужно согласие всех членов зоны свободной торговли СНГ, говорит Кнобель. Однако договориться о совместных действиях России не удалось даже с партнерами по Таможенному союзу. На совещании 23 июня вице-премьеры России, Белоруссии и Казахстана должны были согласовать совместные меры реагирования на ассоциацию Украины с ЕС, но по итогам встречи первый вице-премьер Игорь Шувалов сообщил, что решение о защите национального рынка будет приниматься на уровне правительства России.
Третий вариант, самый жесткий, предполагает защитные меры по соображениям национальной безопасности. Фактически он означает полный запрет на торговлю по определенным товарным группам. Сделать это можно, руководствуясь 16-й статьей Генерального соглашения по тарифам и торговле (ГАТТ). «16-я статья ГАТТ — это такой джокер, которым страна может воспользоваться, так как у всех свое субъективное понятие об этой безопасности», — поясняет Кнобель.
Это запасной вариант, его использовать не рекомендуется, признают сами чиновники. «В практике ВТО ссылка на такие положения в обоснование применяемых мер автоматически означает признание членом ВТО факта того, что такая мера противоречит его обязательствам в рамках ВТО», — говорится в документе.
Все три версии являются техническими, Россия вообще постарается уйти от их применения, сказал РБК директор департамента взаимодействия с органами ТС и экономического сотрудничества со странами СНГ Минэкономразвития Александр Цыбульский. «Мы больше занимаемся тем, что обсуждаем с нашими партнерами вопросы несоответствия ранее взятых на себя обязательств и новых обязательств, которые возникают после имплементации соглашений с ЕС у всех трех стран», — уточнил он.
По его словам, в сентябре пройдут переговоры на уровне министров, где стороны попытаются достичь компромисса, а до этого момента будет работать экспертная группа, которая оценит риски российской стороны. «11 июля в ЕС впервые признали, что Россия может понести потери от евроассоциации стран зоны свободной торговли. Поэтому мы исходим из того, что если мы сможем доказать существенное расхождение в обязательствах, то наши партнеры, в том числе европейские, пойдут путем заключения дополнительных протоколов», — надеется чиновник.Источник: РБК daily