Спи, моя радость: «Спящая красавица» Мэтью Боурна на Чеховском фестивале
С 12 по 16 июня на сцене Театра имени Моссовета пройдут гастроли New Adventures — танцевальной компании из Лондона, возглавляемой хореографом Мэтью Боурном. Британская труппа привезет современную версию балета «Спящая красавица».
Наша публика хорошо знает Мэтью Боурна: его компания не раз выступала в Москве. «Золушка», действие которой было перенесено в годы Второй мировой войны, и «Дориан Грей», разворачивающийся в мире рекламы и светских тусовок, пользовались большим успехом. На этот раз Чеховский фестиваль выписал из Британии почти новинку: мировую премьеру «Спящей красавицы» Боурн приурочил к 25-летию New Adventures в декабре 2012 года.
Хореограф вновь обратился к музыке Чайковского и тем завершил балетную трилогию. Боурн начал ее в 1992 году «Щелкунчиком», сделав сказку о детях из сиротского приюта. Затем было нашумевшее «Лебединое озеро» с лебедями-мужчинами и намеками на королевскую семью. И, наконец, «Спящая красавица», в которой Боурн, с его неожиданными взглядами на привычное, превзошел самого себя. Недаром газета Daily Telegraph назвала его «великим шоуменом британского танца с инстинктивным пониманием того, что хотят зрители».
Источники вдохновения автора — популярный книжный сериал о любви обычной девушки к вампиру и его многочисленные экранизации. У Боурна получилась, как он говорит, готическая история о столетней страсти: действие балета начинается в 1890 году, в момент создания «Спящей красавицы», а заканчивается в наши дни. Засыпает же принцесса в эдвардианскую эпоху, в 1911 году. Неудивительно, что проснувшейся соне жизнь в эпоху компьютеров кажется интереснее любой волшебной сказки.
Сохраняя основные сюжетные линии либретто, хореограф достаточно сильно их переосмысляет. Боурну никогда не нравилась шаткая мотивация злодейства феи Карабос (подумаешь, забыли пригласить старушку на бал), и он придумал новый ход. Аврора не родная дочь, а приемная, с помощью злой дамы отданная высокопоставленной чете на воспитание. У Карабос есть свой сын, Карадок, мрачный инфернальный красавец. И хотя в начале балета взбалмошная королевская дочь, запросто бегающая босиком, увлечена особой, стоящей ниже нее по социальной лестнице — королевским егерем, потомок темных сил тоже производит на нее впечатление.
Когда Аврора засыпает, надышавшись миазмами отравленной розы, добрые вампирские силы в лице Графа Сирени и его свиты (все как один кровопийцы с темными кругами под глазами) прокусывают яремную вену егерю, чтобы он мог прожить сто лет и дождаться пробуждения любимой девушки. Уже в XXI веке, в момент пробуждения принцессы, развертывается мистическая битва между злодеем Карадоком (сущий Дракула) и преданным егерем, тоже ставшим волшебником за десятилетия ожидания.
Мы увидим теннисные матчи начала XX века и современные ночные клубы, движущийся тротуар и живописные клочья из парчи, которые носит нежить. Действие летит стремительно, музыка Чайковского сокращена Боурном, чтобы уложиться в два часа, купюры, которые могут вызвать гнев музыкальных пуристов, придают зрелищу еще больший динамизм. Сюжет переосмыслен кроваво (в буквальном смысле слова — вампиры же), а декорации и костюмы сражают роскошной броскостью, так что на хореографию мало кто обращает внимание, хотя в ней предусмотрены цитаты из классической версии.
Тем лучше для Боурна: даже горячие поклонники никогда не называли его великим сочинителем танцев. Он силен другим. На вопрос: «Что, по-вашему, отличает ваш театр от остальных танцевальных компаний?» постановщик отвечает: «Наверное, то, что мы умеем рассказывать истории».Источник: РБК daily