Спи, моя радость: «Спящая красавица» Мэтью Боурна на Чеховском фестивале

С 12 по 16 июня на сцене Театра имени Моссовета пройдут гастроли New Adventures — танцевальной компании из Лондона, возглавляемой хореографом Мэтью Боурном. Британская труппа привезет современную версию балета «Спящая красавица».

Наша публика хорошо знает Мэтью Боурна: его компания не раз выступала в Москве. «Золушка», действие которой было перенесено в годы Второй мировой войны, и «Дориан Грей», разворачивающийся в мире рекламы и светских тусовок, пользовались большим успехом. На этот раз Чеховский фестиваль выписал из Британии почти новинку: мировую премьеру «Спящей красавицы» Боурн приурочил к 25-летию New Adventures в декабре 2012 года.

Хореограф вновь обратился к музыке Чайковского и тем завершил балетную трилогию. Боурн начал ее в 1992 году «Щелкунчиком», сделав сказку о детях из сиротского приюта. Затем было нашумевшее «Лебединое озеро» с лебедями-мужчинами и намеками на королевскую семью. И, наконец, «Спящая красавица», в которой Боурн, с его неожиданными взглядами на привычное, превзошел самого себя. Недаром газета Daily Telegraph назвала его «великим шоуменом британского танца с инстинктивным пониманием того, что хотят зрители».

Источники вдохновения автора — популярный книжный сериал о любви обычной девушки к вампиру и его многочисленные экранизации. У Боурна получилась, как он говорит, готиче­ская история о столетней страсти: действие балета начинается в 1890 году, в момент создания «Спящей красавицы», а заканчивается в наши дни. Засыпает же принцесса в эдвардианскую эпоху, в 1911 году. Неудивительно, что проснувшейся соне жизнь в эпоху компьютеров кажется интереснее любой волшебной сказки.

Сохраняя основные сюжетные линии либретто, хореограф достаточно сильно их переосмыс­ляет. Боурну никогда не нравилась шаткая мотивация злодей­ства феи Карабос (подумаешь, забыли пригласить старушку на бал), и он придумал новый ход. Аврора не родная дочь, а приемная, с помощью злой дамы отданная высокопоставленной чете на воспитание. У Карабос есть свой сын, Карадок, мрачный инфернальный красавец. И хотя в начале балета взбалмошная королевская дочь, запросто бега­ющая босиком, увлечена особой, стоящей ниже нее по социальной лестнице — королевским егерем, потомок темных сил тоже производит на нее впечатление.

Когда Аврора засыпает, надышавшись миазмами отравленной розы, добрые вампирские силы в лице Графа Сирени и его свиты (все как один кровопийцы с темными кругами под глазами) прокусывают яремную вену егерю, чтобы он мог прожить сто лет и дождаться пробуждения любимой девушки. Уже в XXI веке, в момент пробуждения принцессы, развертывается мистическая битва между злодеем Карадоком (сущий Дракула) и преданным егерем, тоже ставшим волшебником за десятилетия ожидания.

Мы увидим теннисные матчи начала XX века и современные ночные клубы, движущийся тротуар и живописные клочья из парчи, которые носит нежить. Действие летит стремительно, музыка Чайковского сокращена Боурном, чтобы уложиться в два часа, купюры, которые могут вызвать гнев музыкальных пуристов, придают зрелищу еще больший динамизм. Сюжет переосмыслен кроваво (в буквальном смысле слова — вампиры же), а декорации и костюмы сражают роскошной броскостью, так что на хореографию мало кто обращает внимание, хотя в ней предусмотрены цитаты из классической версии.

Тем лучше для Боурна: даже горячие поклонники никогда не называли его великим сочинителем танцев. Он силен другим. На вопрос: «Что, по-вашему, отличает ваш театр от остальных танцевальных компаний?» постановщик отвечает: «Наверное, то, что мы умеем рассказывать истории».Источник: РБК daily

Комментариев нет

Добавить комментарий