Бизнес в стиле рок-н-ролл: сможет ли российский сервис для виртуальных репетиций заменить группам студию
Петербургский стартап Juplin разработал программу, которая позволяет музыкальным коллективам репетировать через Интернет, не собираясь вместе. Основатели компании утверждают, что сервис позволит готовиться к выступлениям, не выходя из дома. Однако эксперты не исключают, что стартап поторопился перевести живые репетиции в Интернет.
В 2011 году студент СПбНИУ ИТМО Денис Никаноров пытался одновременно готовиться к госэкзаменам, писать диплом и не пропускать репетиции в музыкальной группе Ally. Коллективу не удавалось собираться часто, участники даже пробовали репетировать через Skype, но звук приходил с большим опозданием. Тогда Никаноров задумался над тем, что неплохо бы разработать технологию, которая позволит репетировать в режиме онлайн через Интернет.
Представив свой проект в университете, Никаноров даже без экзаменов поступил в магистратуру, а затем попал с этим проектом в студенческий бизнес-инкубатор QD. Здесь музыкант, уже продумавший интерфейс и технологию продукта, познакомился с Ильей Чумаком, который занялся продвижением и маркетингом Juplin. Предприниматели наняли нескольких программистов и приступили к работе.
Сегодня программа Juplin для Windows позволяет музыкантам создавать сессии и подключать друзей. Нужно скачать приложение с сайта и разослать приглашения своим коллегам по группе. Когда у всех музыкантов будут аккаунты, гитары, барабан и клавишные можно будет подключать напрямую, для других инструментов и вокалиста потребуется микрофон. Разработка во многом основана на существующих сервисах (драйверы для ускорения звука). Чтобы максимально снизить задержку звукопередачи (до 10—40 мс с 150 мс в Skype), стартап написал собственный софт. Juplin транслирует одинаково качественный звук вне зависимости от стиля, в котором играет коллектив. В ближайшее время Никаноров и Чумак планируют запустить сервис «в облака» (чтобы к программе можно было подключиться с любого устройства), а затем и запатентовать технологию.
Весной и летом 2012 года более 30 музыкантов со всей России участвовали в закрытых онлайн-репетициях. Александр Машуров, московский музыкант, опробовавший сервис, рассказывает: «Чтобы начать прогон, я просто подключил бас-гитару к встроенной в ноутбук звуковой карте». «Мы играли составом: две гитары, один барабан, — говорит Андрей Алексеев, петербургский гитарист. — Это была полноценная репетиция, мы не могли оторваться от игры больше двух часов».
Juplin уже собрал более 1200 заявок на скачивание и с 21 октября начал рассылать приглашения. Чумак и Никаноров рассчитывают, что за месяц число пользователей вырастет в 3—5 раз за счет первых подписавшихся, готовых сразу позвать своих друзей по группе. Быстрый рост аудитории, по задумке основателей, может обеспечить и то, что приложение рассчитано и на профессионалов в том числе. Основатели Juplin ждут большого отклика, в первую очередь от тех, кто играл в любительской группе и отказался от этой идеи из-за отсутствия времени на живые репетиции.
Ментор стартапа — предприниматель из «кремниевой долины» Карина Сотник — помогает Juplin договариваться с российскими группами, которые могут помочь сделать имя новой технологии. Пока Juplin не раскрывает всех договоренностей, но до конца года планирует привлечь к репетициям через сервис известную рок-группу, музыканты и солист которой часто бывают в разных городах.
Ближайшие полгода функционал сервиса будет бесплатным, затем свободно можно будет репетировать только шесть часов в неделю. Если у коллектива грядет важный концерт или музыканты хотят играть больше, они смогут купить безлимитный пакет стоимостью в 1—1,2 тыс. руб. в месяц. Но при этом, уверяют Чумак и Никаноров, репетиция с Juplin обойдется дешевле, чем аренда студии и покупка оборудования. «В среднем занять репетиционную точку на три часа в Петербурге стоит 1 тыс. руб., в Москве — до 1,4 тыс. руб., — говорит Илья Чумак. — К тому же много денег съедает транспорт, так как обычно такие точки расположены не в центре города».
Juplin будет зарабатывать и на дополнительных сервисах. Например, гитарист сможет купить виртуальную педаль для модуляции. Реальные устройства стоят от 2 тыс руб., Juplin предложит их клиентам дешевле. Предприниматели планируют договориться с музыкальными компаниями, которые разместят в интерфейсе сайта брендированные виртуальные кнопки. Обычные «примочки» будут стоить от 1 до 5 долл., эффекты от раскрученных брендов обойдутся пользователям в 10 долл.
Весной следующего года Juplin предложит музыкантам показать репетиции своим фанатам (пока сервис транслирует только звук). Группа назначит цену за каждый просмотр видео, а сервис будет удерживать до 30% с каждой суммы, перечисленной исполнителям. Впоследствии Juplin планирует также размещать на сайте рекламу музыкальных магазинов и производителей инструментов. Наконец, стартап хочет продавать продюсерам и студиям звукозаписи статистику о географии распределения музыкальных групп, длительности репетиций и другие данные.
Чумак и Никаноров потратили на старт проекта около 300 тыс. руб. Сейчас бизнесмены ищут инвестиции в 12 млн руб. для разработки новых сервисов налаживания маркетинга. Привлечь сегодняшних клиентов стартаперам помог конкурс в «ВКонтакте» «МузБитве», где за выложенные музыкантами треки голосуют пользователи. Сейчас через «МузБитву» уже прошли более 3,5 тыс. музыкантов, и стартап планирует и дальше раскручивать свою технологию через конкурс.
Объем потенциального рынка Juplin в России основатели проекта оценивают в 1,5 млрд руб. В глобальных планах проекта — выход в Европу, а затем в США. Мировой рынок онлайн-репетиций на Западе может составить 5 млрд долл. Команда уже зарегистрировала американскую компанию и ищет потенциальных пользователей за рубежом.
Однако на международном рынке у Juplin есть конкуренты. Программа Llcon, решение с открытым кодом от Jamulus Software, привязана к серверам и потому качественно передает звук только там, где они расположены, — в Берлине и в Бостоне. Сервис Ninjam использует компьютер одного из участников онлайн-репетиции как сервер — это также задерживает звук. Технологически соперничать с Juplin может лишь eJamming — популярный для совместных «джемов» американский сайт. Однако, чтобы играть через eJamming, у пользователя должен быть выделенный интернет-канал, а это означает, что музыканты из России смогут подключиться к ресурсу, только доплатив своему интернет-провайдеру, а европейские группы вообще не смогут найти свободного IP. Непрямых конкурентов (репетиционные помещения и сервисы вроде Skype и Google Hangouts) Juplin сможет обойти за счет возможности общаться с аудиторией и записывать треки.
Опрошенные РБК daily эксперты не уверены, что Juplin сможет заменить живую игру музыкантов, поскольку сервис не позволяет музыкантам играть песни со сложным ритмом. Также проблемой может стать правильная настройка уровня громкости каждого из участников репетиции и высокий уровень фонового шума в обычной жилой комнате. Впрочем, Евгений Лазоренко, гитарист группы «Мультфильмы», считает, что договориться о громкости можно и по Интернету, а выбирая между чуть менее качественным звуком во время веб-конференций и самой возможностью репетировать больше за небольшие деньги, музыканты явно предпочтут второе. «Может показаться, что репетиции через Интернет убьют социальную составляющую совместной жизни группы и что без «поболтать» не будет и вдохновения, но это заблуждение, — добавляет музыкант. — Я, например, привык творить дома. И если новый софт даст мне шанс сыграть сет вместе с Бобом Диланом, я буду только счастлив».
Елена Краузова
Дмитрий Фирскин,
аssociate фонда Altair Capital Management
Не вижу фундаментальной проблемы, которую решал бы данный проект: стоимость аренды репетиционной базы, как и оборудования, постоянно падает, да и зачем пытаться оцифровать музыкальные репетиции. Толпы людей стоят в очередях в лучшие музеи мира, хотя в Интернете сколько угодно каталогов с шедеврами, мы до сих пор ходим в кино, несмотря на то что сегодня проще посмотреть дома. Попытки перенести музыкальные репетиции в онлайн выглядят как чемпионат мира по футболу среди роботов: интересно, весело, но размер рынка меньше бюджета команды из любительской лиги.
Виктор Осыка,
аssociate венчурного фонда
Almaz Capital
Juplin — нишевой проект, нацеленный на вполне конкретную аудиторию. Думаю, это будут именно любители, которые заинтересуются необычным сервисом. Сложно представить, что профессиональные музыканты увидят в онлайн-репетициях альтернативу живым встречам. Отсутствие задержки в трансляции звука еще не позволит вести записи песен — для этого нужны очень сложные технологии, которые решат проблему удаленной синхронизации очень разных звуков со всех подключенных инструментов.
Андрей Самсонов,
композитор, продюсер и звукорежиссер
Сервис, который позволяет репетировать по Интернету в реальном времени, — следующий шаг прогресса в эпоху Интернета. Я знаю многих музыкантов, которые пытаются играть вместе по Skype, а также обмениваются фрагментами музыкальных треков, это важно, когда работа идет в сжатые сроки. О качестве новой программы можно будет судить только после того, как ее опробуют музыкальные группы.Источник: РБК daily