Вне зоны доступа
Вне зоны доступа
Легко ли жить в стране глухих?
Цоканье когтей по ламинату, затем грохот, будто с высоты швырнули мешок с картошкой… Это пес пришел и брякнулся рядом – ненавязчиво намекает, что пора его кормить и выгуливать. А тут еще жизнерадостные трели будильника. Кошмар! Еще бы минутку-другую тишины…
Вряд ли такие мечты понятны тем, кто с радостью променял бы вечную тишину на любые звуки – от шума соседской гулянки до въедливого звона будильника.
«ОСОБЕННЫЕ» ДЕТИ?
Как живется в стране вечной тишины, о чем мечтают, чем дышат эти люди? И я отправилась в школу глухих. Обычное здание, похожее на детский сад. На входе табличка «Добро пожаловать», а на двери объявление: «Не хлопайте дверью». Я засомневалась, что попала по адресу: какая разница глухим, хлопают дверьми или нет?
Оказалось, все правильно: я в школе для глухих и слабослышащих, где меня уже поджидала заместитель директора по воспитательной работе Людмила ЮХНОВЕЦ. Она и провела экскурсию по школе. Вся учеба здесь направлена на то, чтобы после выхода из учреждения ребенок смог жить в мире слышащих. А пока каждый из них мечтает, чтобы и его фотография украсила стенд под названием «Они говорят хорошо». Всего в школе 64 учащихся, четверо из них – сироты.
— В этом году мы решили немного изменить воспитательную программу, — рассказывает Людмила Александровна. – Хотим «затянуть» сюда родственников. Каждый класс выбирает лучшую семью, которая активно участвует в работе школы, в спорте, в мероприятиях – словом, служит примером для подражания. Еще у нас регулярно проводится «Праздник успеха» — здесь сами ребята могут оказаться в числе лучших учеников, спортсменов и т.д. Кстати, два года подряд воспитанники школы занимают первые места на краевом фестивале «Поверь в себя». В позапрошлом году Саша ДМИТ-РИЕВ лучше всех прочитал стихотворение, а в прошлом Кирилл ЗОЛОТАРЕВ отличился в искусстве пантомимы. А одну из воспитанниц – Юлю ДЕНИСОВУ – за достижения в творчестве, спорте и учебе ждет необычный новогодний подарок: она поедет на елку в Кремль!
Идем дальше – на стенах многочисленные выставки: и классные, и персональные. Мягкие игрушки, вышивки, плетение, картинки – все, что дети смастерили своими руками.
Обычные ребятишки, веселые, красивые. Девчонки постарше принялись разглядывать мои сережки и оживленно обсуждать друг с другом. Мне незнаком язык жестов, но в данном случае переводчиков было не нужно. Несмотря на присутствие переводчицы, Людмила Александровна заставляет всех разговаривать голосом.
— Им жить среди обычных людей. — говорит она. – Дети не должны потеряться в мире звуков.
— Ребята, расскажите, чем занимаетесь?
— Волейболом, рисуем, танцуем, поем, — раздаются детские голоса. Совершенно неожиданно чернявый мальчишка заявляет:
— Вязанием!
— Удивительно! Обычно мальчики считают это девчоночьим делом!
— А я все равно люблю, — смеется Коля. – Маме связал кошечку, в общем, делаю эти… Забыл, как называется, — и, взглянув на Людмилу Александровну, вспоминает. – Мягкие игрушки!
Каждый из них мечтает стать, кто модельером, кто менеджером, а кто и космонавтом. Коля, кстати, подумывает о карьере председателя колхоза. К сожалению, выбор профессий у ребят ограничен, но не было случая, чтобы выпускник школы оказался неустроенным в жизни.
Юлия СИЗОВА – воспитатель в школе. Наверное, мало кто способен понять и пожалеть малышей так, как это может она – бывшая выпускница школы, абсолютно глухая девушка.
— Может, я плохой воспитатель, но ребятишек не ругаю никогда, — смеется Юлия Владимировна. У нее очень трудная задача – научить детей читать по губам и разговаривать голосом.
— Устаете? Детей-то много, каждому объяснять приходится.
— Да что вы! Я никогда не устаю! Очень люблю свою работу.
Кроме официальных занятий, Юлия увлекается творчеством: поделки, выполненные в технике «квиллинг» (бумагокручение), выглядят просто шедеврами.
— Людмила Александровна, можно глупый вопрос? У ребят есть мобильники?
— Конечно! Сиротам мы дарим телефоны к 18-летию.
А еще они на «ты» с компьютером. Делают учебные проекты и, конечно, «зависают» в социальных Сетях. У ребят много друзей среди слышащих детей.
В последнее время у некоторых из них появилась надежда на выздоровление. Сейчас делают сложные операции по вживлению в мозг имплантата, благодаря которому ребенок начинает слышать. Операция очень дорогая и доступна далеко не каждому, но в школе уже есть несколько таких ребятишек.
ИЗ ШКОЛЫ – НА ОЛИМПИАДУ
День здешнего школьника расписан по минутам: помимо основной школьной программы (совершенно такой же, как и в обычных общеобразовательных школах), ребята занимаются в различных кружках и секциях. Все в прекрасной спортивной форме – волейбол обожают и парни, и девчонки.
— Среди наших детей всего один курящий, — заявила Людмила Александровна.
— Так они вам и признаются! — не поверила я.
— У нас с этим строго. Причем детей никто не заставляет – это их добровольный выбор. Курящий мальчик входит в волейбольную команду, так остальные спортсмены поставили ему условие: курение или волейбол. Отсюда выходят замечательные спорт-смены. В этом, прежде всего, заслуга тренера Виктора Петровича ПИРОГОВА.
— Два ученика и два выпускника в этом году участвовали в чемпионате России, — рассказывает Виктор Петрович. – Оттуда они привезли «бронзу». А в ноябре поехали на Кубок России – и тоже завоевали третье место! Выиграли первенство Красноярского края среди юношей-инвалидов по слуху: получили первое место. Девчонки тоже завоевали «золото». На городской спартакиаде среди детских домов и школ-интернатов наши девчонки стали первыми, а мальчишки завоевали «бронзу».
— У вас много воспитанников?
— Постоянных спортсменов – 28. А так, для себя, в волейбол играют все. Готовим спортсменов для сборной Красноярского края. В прошлом году двое наших выпускников выполнили нормативы кандидатов в мастера спорта. Кроме того, Алексей ПЕТРАЧЕНКО, выпускник 2001 года, выступал за сборную России на XXI-х Сурдолимпийских играх среди глухих и стал олимпийским чемпионом. Алексей ПРИХОДЬКО, тоже выпускник школы, занял пятое место по пляжному волейболу.
К слову, три года назад городские чиновники обещали построить в школе новый спортивный зал, но все осталось по-прежнему.
БЕССЛОВЕСНАЯ ЛЮБОВЬ
Внимание привлекли молодые люди, скромно сидящие на скамейке. Парень нежно держал девушку за руку.
— Это наши Ромео и Джульетта, — объяснила Людмила Александровна. – Артем – бывший выпускник, уже несколько лет работает дворником. У него своя квартира. Они ждут совершеннолетия девушки, чтобы пожениться.
— Ваши воспитанники свою половину находят только среди глухих?
— Нет. Бывает, женятся глухой парень и здоровая девушка. И наоборот.
— Куда поступают ваши ребята?
— Еще в школе мы начинаем проводить детям профориентацию, поэтому в дальнейшем в учебные заведения они приходят подготовленными. Они более старательны и частенько учатся лучше слышащих сверстников.
СПРАВКА «НП»
Ачинское местное отделение «Всероссийского общества глухих» было основано в 1932 году, и вот уже на протяжении семидесяти восьми лет помогает инвалидам по слуху. Председателем Ачинского отделения «ВОГ» является Елена ПОПОВА, единственный в городе сурдопереводчик.
«ВОГ» совместно с Центром реабилитации для инвалидов и военнослужащих организовали команду по адаптивному спорту, а также группу по обучению жестов для поздно оглохших людей. На базе профессионального лицея ? 8 создана специализированная группа для глухих, где обучаются будущие автомеханики.
Источник: http://np-press.ru/news/2487.html