Верховная рада наделила восставшие районы Донецкой и Луганской областей автономией

Парламент Украины принял во вторник два закона, гарантирующих амнистию ополченцам юго-востока и предоставляющих на три года отдельным районам Донецкой и Луганской областей расширенные полномочия. Москву эти положения устраивают, сравнивать «отдельные районы» Донбасса с Приднестровьем пока рано, говорят эксперты.

Вторник президент Украины Петр Порошенко еще накануне назвал историческим днем: Верховная рада готовилась синхронно с Европейским парламентом ратифицировать соглашение об ассоциации с Евросоюзом, а также рассмотреть внесенные президентом законы об особом статусе для некоторых районов Донбасса. Соглашение об ассоциации депутаты рассматривали в присутствии президента и в открытом режиме. За соглашение проголосовали 355 из 381 зарегистрированного в зале депутата. Законы, которые, по словам Порошенко, должны способствовать мирному урегулированию, Рада рассматривала в закрытом режиме.

Выбор между плохим
и очень плохим

Основные положения законопроектов для Донбасса стали известны накануне. «Тут точно выбор только из двух частей – плохое и очень плохое решение. Хорошего здесь нет», – заявил в понедельник премьер-министр Арсений Яценюк. «Президент объяснял, что может быть большая война, что этот маленький позор лучше большой войны», – цитирует РБК-Украина депутата от «Свободы» Юрия Сиротюка.

Законы об особом порядке местного самоуправления и амнистии поддержали 277 из 287 депутатов. Фракция националистической «Свободы» не голосовала в полном составе, не было единства и во фракции «Батькивщина». Закон об особом статусе – это сдача Донбасса под протекторат России, заявила на брифинге лидер «Батькивщины» Юлия Тимошенко. По ее словам, законы поддержали коммунисты, члены Партии регионов и депутаты, вошедшие в «Блок Петра Порошенко». Президент Порошенко вечером заявил, что у него нет уверенности в том, что законы принесут мир в Донбасс: «Мы должны сделать свой шаг и обеспечить, чтобы та сторона сделала соответствующие шаги. Не будет этого – не будет мира» (цитата по УНИАН).

Амнистия и особые отношения

Амнистия освобождает от уголовной ответственности вооруженных сторонников Донецкой и Луганской народных республик при условии, что они освободят заложников и захваченные здания, не будут блокировать работу гос­органов и сдадут оружие. На виновных в тяжких преступлениях и гибели малайзийского лайнера амнистия не распространяется. «Таким образом, все те люди, которые работают в ведомствах и правительствах ДНР и ЛНР, – уже не террористы и сепаратисты. Это большой плюс и для меня тоже», – говорится в заявлении спикера парламента самопровозглашенной Новороссии Олега Царева. Законопроект об особом статусе он оценил положительно: «Украина демонстрирует желание принести мир в Донбасс».

Органы местного самоуправления в районах, границы которых будут определены дополнительным законом, будут избраны 7 декабря. В понедельник в законопроекте предусматривалось их проведение 9 ноября. Закон дает местным властям широкие полномочия по формированию силовых органов, гарантирует статус русского языка и поддержку социально-экономического развития этих районов из бюджета Украины.

Донбасс всегда жил со своими правилами даже в унитарной Украине, назначение силовиков в мирные годы на этой территории без согласования с местными элитами не проводилось, так что принятый во вторник закон не изобретает ничего нового, говорит украинский политолог Владимир Цыбулько.

Реакция ополченцев и Москвы

«Закон об особом статусе Донбасса в основном соответствует нашим переговорным позициям, озвученным 1 сентября. Поэтому, хотя еще много неясного, можно сказать, что у мирного урегулирования появился первый шанс», – заявил РИА Новости глава самопровозглашенной ЛНР Игорь Плотницкий. Президент России Владимир Путин в последние дни не проводил телефонных разговоров с украинским коллегой. Пресс-секретарь российского лидера Дмитрий Песков также не комментировал принятые на Украине законы. Принятые законы формально соответствуют минским договоренностям, но развитие событий говорит, что Донбасс никто не собирается отпускать из-под гнета нынешних властей, скептично настроен председатель Госдумы по делам СНГ Леонид Слуцкий.

Закон может стать реальным началом процесса децентрализации власти на Украине, заявил Интерфаксу директор Центра политической конъюнктуры Алексей Чеснаков. По его словам, «в нынешнем виде закон соответствует как интересам жителей двух республик, так и всей Новороссии, и даже всей Украины». Путина предложенный Киевом вариант устраивает как временный, в том числе и по экономическим соображениям: он открывает возможность для Украины и Европы восстанавливать Донбасс, иначе России пришлось бы брать всю ответственность на себя, что было бы крайне нежелательно, считает замдиректора Центра политических технологий Алексей Макаркин.

Исторические аналогии

В ситуации, когда между центром и мятежной провинцией заключается соглашение, всегда можно усмотреть некоторое сходство с Хасавюртовскими соглашениями, которые были заключены между Россией и Республикой Ичкерия в 1996 году, однако в украинском случае есть несколько важных отличий, говорит член совета правозащитного центра «Мемориал» Александр Черкасов.

В Чечне в отличие от Украины не было иностранного военного вмешательства, также не было серьезного международного давления на обе стороны, которое оказывается сейчас, говорит Черкасов. Когда заключались соглашения в Хасавюрте, президент России Борис Ельцин только что выиграл президентские выборы, президент Порошенко, напротив, находится в сложной предвыборной ситуации. Еще одно отличие: при заключении Хасавюртовского мира его стороны представляли сами себя, «кого именно сейчас представляют ополченцы так называемой Новороссии и степень их самостоятельности не ясны», говорит Черкасов.

По словам Макаркина, с При­днестровьем территории ДНР и ЛНР сближает то, что и Россия, и Запад признают этот мятежный регион в составе Молдавии, однако Москва с Тирасполем выстраивает двусторонние экономические отношения.

Статус Донбасса, если законы будут исполняться, беспрецедентный и практически не имеет аналогов, это не Приднестровье в том виде, в каком оно существует сейчас, говорит замдиректора Института стран СНГ Владимир Егоров. Это временное решение, уверен он. Предлагаемый Донбассу статус больше похож на нагорнокарабахский – сложившиеся границы там также не совпадают с географическими, что делает ситуацию более конф­ликтной, так как ни одна из сторон не будет согласна с границами, говорит директор Института ЕврАзЭс Владимир Лепехин.

Говорить о модели Приднестровья неправильно, так как речь идет об отдельных районах Донбасса, а не регионе целиком, считает Цыбулько. Если ополченцы хотят возобновить нормальное экономическое развитие, им надо будет вернуться в состав Луганской и Донецкой областей, говорит эксперт.Источник: РБК daily

Комментариев нет

Добавить комментарий