В прокат выходит «Ветер крепчает», прощальный эпос великого японского аниматора Хаяо Миядзаки

После этого мультфильма его создатель обещал уйти на покой. «Ветер крепчает» разительно отличается от предыдущих фильмов Миядзаки, но в то же время является неотъемлемым и логичным их продолжением. Тем не менее работа мультипликатора вызвала бурные споры на его родине — в Японии.

Исключительно поэтичный мультфильм, начинающийся эпиграфом из стихотворения Поля Валери и позаимствовавший у него название, крепко стоит ногами на реальной почве и в отличие от десяти прошлых фильмов Миядзаки, с их милыми рыбками и зверюшками, направлен на более взрослую аудиторию. По сути, это сдержанная по тону и насыщенная фактами биография японского авиаконструктора Дзиро Хорикоси, от детства и грез о самолетах до зрелости и создания легендарного истребителя «Мицубиси А6М Зеро» для японской армии, вступившей во Вторую мировую войну. Именно эти самолеты сбрасывали бомбы на Перл-Харбор в год рождения Миядзаки.

Выбор героя, преданного делу всей своей жизни близорукого инженера, для Миядзаки отнюдь не случаен — в фильмах «Навсикая из долины Ветров», «Небесный замок Лапута» и «Ведьмина служба доставки» его герои с такой же радостью стремились оторваться от земли и подняться в небо. Отец режиссера во время войны был директором фабрики по производству комплектующих для «Мицубиси А6М Зеро», и свою студию, «Гибли», Миядзаки назвал в честь итальянского самолета. Мечтатель-авиатор рвется в небо, но сам остается на земле, обуреваемой землетрясениями, войнами и болезнями. Технический прогресс, подпитываемый идеализмом и эскапизмом, тем временем работает на военные, милитаристические нужды. В мире Миядзаки природа и индустрия, жизнь и смерть, любовь и ненависть — все переплетается в одном кадре и связывается в цельную историческую картину Японии начала XXI века. Герои пребывают в постоянном предвкушении трагедии, и по мере того как ветер, символ войны и перемен, усиливается, все сосредоточеннее спешат завершить свою работу.

72-летний Миядзаки, рисуя довоенную Японию, тоже стремится ускользнуть от достоверности в область снов и иллюзий — именно в снах его Дзиро встречается со своим кумиром, итальянским конструктором Капрони, и получает от него наставления. «Весь мир — это сон». «Воображение открывает двери будущему, а технологии догонят его». Самая наглядная метафора японского общества в переходный период в мультфильме — это авиатехника, доставляемая на летное поле на телегах, запряженных быками. Технологии догоняют и опережают творчество самого Миядзаки — все его фильмы нарисованы от руки, и этот, созданный в век 3D-технологий и компьютерной анимации, не исключение. Но как передать дуновение ветра на изу­мрудной траве или неумолимое течение времени, технологические студии пока еще не придумали. То, с каким размахом изображены сцены, например, великого землетрясения 1923 года, необходимо видеть своими глазами.

Скандал на родине

Удивительно, что настолько идиллическая, поэтичная и пацифистская по духу работа вызвала серьезный скандал в Японии. Миядзаки досталось и от левых, и от правых за нежелание говорить о массовых жертвах, которые Япония понесла (и причинила) всему Азиатскому региону в ходе Второй мировой войны. В фильме Миядзаки нет ни одного кадра, в котором японский пилот стрелял бы из смертоносного оружия, и визионерский идеализм Миядзаки многие поспешили назвать антияпонским, морально безответственным и предательским. Приводятся такие примеры: стали бы на Западе номинировать на «Оскар» и восхвалять в рецензиях мультфильм из Германии, в котором изображен немецкий конструктор, поглощенный трудом над подводной лодкой U-96 и ничего не подозревающий о Холокосте или миллионах смертей, которые принесет его труд? Как можно полностью вытеснить из каждого кадра насилие, разговаривая о военном периоде? Но не факт, что оно вытеснено полностью, ведь фильм, несмотря на свою кажущуюся простоту, сложнее, чем кажется на первый взгляд, и для аудитории, не знакомой с историческим контекстом, — это не просто картина о Японии прошлого века, поднимающейся с колен вопреки всему. Ветер заметно крепчает и уносит зонтики и шляпы долой с голов зазевавшихся путников в бледно-бежевых костюмах. Но пока он не перерос в полноценное торнадо, надо спешить жить.Источник: РБК daily

Комментариев нет

Добавить комментарий