Слово и тело: в Москве проходит фестиваль «Территория»

На международном фестивале — школе современного искусства «Территория» показали спектакли Play бельгийской компании «Истмэн» и Rausch дюссельдорфского театра «Шаушпильхаус».

Оба спектакля сделаны выдающимися современными хореографами, которые использовали в своих постановках все возможные выразительные средства, не исключая и звучащее со сцены слово.

Rausch — совместная работа драматурга и штатного режиссера дюссельдорфского «Шаушпильхауса» Фалька Рихтера и хореографа Анук ван Дайк из Нидерландов. Определить жанр постановки невозможно, она вырастает из музыки, танца и придуманного Рихтером текста. Собственно, это даже не текст, а череда монологов. Двенадцать актеров играют целую толпу персонажей. Речь каждого из них — отчаянный крик о помощи, который, видимо, в той или иной форме звучит в сознании всякого жителя свободной Европы, чувствующего, как клочок благополучной земли под его ногами сжимается, словно шагреневая кожа. Rausch — это выпущенные на волю страх, тревога, беспокойство, то, что всем нам обычно удается держать под контролем рассудка.

Фальк Рихтер определяет «rausch» как «потерю контроля», но у этого слова есть и другой смысл. В переводе с немецкого оно означает опьянение, эйфорию. И это тоже о современном человеке, который мучительно страдает от одиночества и боится поступиться даже малой частью своей свободы. Ищет любви, но не может объяснить, что это такое. Он отлично знает, что хорошие отношения между двумя людьми — это работа, а значит, ее можно поручить специалисту. «Я люблю тебя!» — кричит один из персонажей, которого жена ведет к психоаналитику, и слышит в ответ: «Оставь, мы не за этим сюда пришли». С каждой сценой монологи становятся все более лихорадочными, фразы повторяются, оставляя ощущение потери смысла. Слово полностью обесценилось, утратило силу.

Иная словесная партитура в спектакле Play. Это тоже результат совместной работы двух постановщиков. Шантала Шивалингаппа родилась в Мадрасе, получила образование в Париже и успела поработать со многими знаменитостями западного мира, включая Мориса Бежара, Питера Брука и Пину Бауш, которая и предложила ей поработать с бельгийцем Сиди Ларби Шеркауи. Play — диалог двух миров. Классического индийского танца Кучипуди и contemporary dance, музыки и танца, мужчины и женщины.

Слово появляется здесь внезапно. Шантала Шивалингаппа садится на край сцены и произносит небольшую речь, смысл которой сводится к тому, что между удовольствием, к которому люди стремятся, и счастьем, которое им действительно необходимо, нет ничего общего. Счастье — результат осознанного выбора, объясняет Шивалингаппа. Если хочешь быть счастливым — будь им, вытесни из сознания гнев, заменив его радостью. Убери беспокойство и поставь на его место сочувствие. Это если не само счастье, то путь, который к нему ведет.

Вообще-то декламация — это часть Кучипуди, который изначально был храмовым танцем. Но можно увидеть в этом тексте что-то вроде ответа Западу. Хотя спектакль бельгийской компании «Истмэн» называется Play, то есть «Игра», и в фестивальной программе шел первым.Источник: РБК daily

Комментариев нет

Добавить комментарий