Lada идет в обмен на хлам

За первый месяц работы программы автоутилизации было реализовано более 23 тыс. машин из 170 тыс. запланированных. Лидером стал АвтоВАЗ, на автомобили Lada было выдано 65% от всех сертификатов. Но меры господдержки не оживят рынок, уверены участники рынка, в лучшем случае программа позволит зафиксировать падение продаж на текущем уровне.

Основные продажи пришлись на четвертую неделю сентября – больше половины от общих за месяц. По данным крупнейшего по продажам российского дилера ГК «Автомир», в первый месяц действия предыдущей программы в марте 2010 года компания 243 автомобиля, или 6,3% от всех продаж новых автомобилей компании в России, а уже в апреле – 789 машин (15%).

Для АвтоВАЗа эта программа стала очень существенной поддержкой. За прошлый месяц крупнейший российский производитель продал примерно 36 500 машин. То есть около 40% (15 168) общих продаж пришлось на сделки с утилизацией. Дела у АвтоВАЗа идут неважно: по итогам восьми месяцев его продажи падали быстрее рынка. По данным Ассоциации европейского бизнеса, за этот период было продано на 18% меньше Lada, чем за январь–август 2013 года. Рынок за этот же период потерял 12%.

Представитель АвтоВАЗа на запрос РБК вчера не ответил. Вице-президент группы ГАЗ Елена Матвеева говорит, что после старта программы компания получила несколько тысяч заявок потребителей, количество звонков в дилерские центры выросло в четыре раза. В Nissan также отмечают увеличение трафика клиентов. Довольны предварительными итогами и в Volkswagen.

По данным «Автомира», наиболее продаваемой моделью по программе среди иномарок является Skoda Rapid, далее идут Nissan Almera, Skoda Octavia, Renault Duster и SsangYong Actyon.

 

600 тысяч сертификатов

 

Предыдущая программа утилизации автомобилей проводилась в 2010–2011 годах в несколько этапов для поддержки рынка, который в 2009 году, по данным Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ), обвалился на 49%, до 1,5 млн машин. В целом на программу было выделено 30 млрд руб., число выданных сертификатов составило 600 тыс. штук. В результате в 2010 году продажи автомобилей выросли на 30%, до 1,9 млн штук, в 2011 году – на 39%, до 2,9 млн штук.

Решение возобновить программу утилизации было принято в августе, рынку снова потребовалась поддержка государства. По данным АЕБ, в январе–августе 2014 года продажи автомобилей в России снизились на 12,1%, до 1,6 млн штук, по сравнению с тем же периодом 2012 года. Новая программа рассчитана на 170 тыс. автомобилей, продлится она до конца года. Предполагается, что из бюджета на нее будет выделено 10 млрд руб. В программе пока участвуют 15 автопроизводителей.

Глава Минпромторга Денис Мантуров не сомневается в эффективности реализации программы и не исключает, что количество проданных автомобилей может превысить запланированные 170 тыс. штук, заявил он вчера журналистам (цитата по Интерфаксу). В Минпромторге не исключают, что целевые показатели могут быть достигнуты к концу ноября. Пока реализовано 13,5% от этого объема.

В отличие от предыдущих программ, когда на утилизацию принимались только легковые автомобили и LCV, в нынешней участвуют все категории машин, в том числе внедорожники, автобусы и грузовики. На них же распространяются и скидки. При сдаче старого легкового автомобиля в утиль скидка на новый составляет 50 тыс. руб., грузовиков и автобусов – до 350 тыс. руб. По trade-in – 40 тыс. и 300 тыс. руб. соответственно. Минимальный возраст «автохлама» теперь составляет не десять лет, как раньше, а шесть. Кроме того, в новой программе предусмотрена услуга trade-in.

За счет заводов

Но главное отличие нынешней программы от предыдущей в том, что сейчас она реализуется на деньги самих автопроизводителей. Когда принималось решение о мерах господдержки, денег в бюджете под эти цели предусмотрено не было. Их нет там до сих пор. Соответствующие поправки в бюджет будут внесены только в конце года. Предполагается, что автопроизводителям потом компенсируют затраты на утилизацию старых автомобилей.

Первый вице-президент ГК «АвтоСпецЦентр» Алексей Тузов подтверждает, что автомобильный рынок России сейчас находится в стагнации и сегодняшняя ситуация требует государственной поддержки. Он не сомневается в спросе на утилизацию: сейчас в России эксплуатируется более 15 млн автомобилей старше десяти лет, а программа распространяется на машины в возрасте от шести лет. Но при этом Тузов отмечает, что запуск программы был фактически молниеносным и дилеры оказались просто не готовы к этому.

Действующая программа стимулирует активность покупателей по новым автомобилям, но в меньших масштабах, чем в 2010 году, так как собственные программы скидок многих производителей уже имели весомые значения, говорит руководитель управления бизнеса ГК «Автомир» Алексей Пономарев.

Алексей Тузов полагает, что реализация программы позволит удержать падение рынка до конца года на текущих уровнях – 10–12%, а не 15–20%, как могло бы быть без господдержки. По мнению Пономарева, программа также позволит дилерам развить технологии trade-in и получить дополнительный доход от продаж подержанных машин. Поэтому есть все основания для того, чтобы программа продолжила работу и в следующем году, добавляет Елена Матвеева.

Впрочем, одной поддержкой автопрома полностью проблемы отрасли не решить, говорит аналитик «ВТБ Капитала» Владимир Беспалов: рынок спасет только нормальный коммерческий спрос, когда у потребителей начнут расти доходы и будет больше покупательской уверенности. Основной драйвер роста авторынков во всех странах – это рост доли платежеспособного населения, соглашается с ним Алексей Тузов. По его данным, сейчас в России купить новый автомобиль могут только 20–30% граждан.Источник: РБК daily

Комментариев нет

Добавить комментарий