Кувшинки прилетели: В прокате «Пена дней» Мишеля Гондри

«Пена дней» Мишеля Гондри с Одри Тоту и Роменом Дюрисом — адаптация знаменитого произведения Бориса Виана, чудесного повествования о том, как он встретил ее, а потом ей в рот влетела кувшинка, девушка смертельно заболела, и мир вокруг начал сжиматься. Банальный сюжет Виан превратил в шедевр авангарда. Гондри попытался перенести шедевр на экран.

Сценарий фильма был написан Люком Босси и самим Гондри на основе романа 1947 года, который с тех пор несколько раз адаптировали не только для кино, но даже для оперной сцены. В главных ролях влюбленных — Одри Тоту и Ромен Дюрис, также в фильме снимались Гад Эльмалех, Омар Си, в роли Жан-Соля Партра — Филипп Торретон. Съемки велись в Па­риже и Брюсселе. В первый день проката во Франции в кино пришли 47 тыс. зрителей. Критика впала в раскол: кто-то хвалил Гондри за точное воссоздание на экране мира писателя, кто-то был разочарован обилием спецэффектов, оглушающих зрителя. Естественно, поминали даже не сложные, а роковые взаимоотношения Виана с кинемато­графом (ему стало плохо во время просмотра сделанной без него и вопреки его воле экранизации написанного под псевдонимом Вернон Салливан романа «Я приду плюнуть на ваши могилы», и писатель умер по дороге в больницу, не приходя в сознание).

Гондри действительно так насытил кино и приемами самого Виана, и собственными находками, что рябит в глазах. Бегающие по квартире дверные звонки, шнурки, которые сами завязываются, детально разработанный и описанный героями пианоктейль, полет в облаках, танец «скосиглаз» и ватные нечеловеческих размеров ноги танцующих, живущие своей жизнью, цветок кувшинки, в безупречном ритме влетающий в легкие героини. Стоит ли его за это упрекать? Ведь в каком-то смысле форма романа «Пена дней» — это суще­ственная часть его содержания.

«Пена дней» — это роман об очень юных героях, которые нашли друг друга, любили друг друга и музыку и не желали встраиваться во взрослый скучный окружающий мир, который им этого не простил. Виан тем и прекрасен, что до смерти писал с пылом ранней молодости, умел воспринимать жизнь именно по-юношески и заражал этим настроением. Мишель Гондри сделал своих героев возрастными. Желал ли он снимать именно звезд, Тоту и Дюриса, или это было концептуальное решение — вопрос другой. Но это смелый поступок. А с другой стороны, разве не признак нашего времени — растянувшаяся до тридцати (и больше) юность, инфантильное (во всех смыслах и в хорошем тоже) восприятие мира тридцатилетними? В каком-то смысле Гондри сделал свой фильм очень современным. Может быть, правы его критики, и он ошибся. Но по крайней мере он выполнил основную установку Виана — был предвзятым.

Источник: РБК daily

Комментариев нет

Добавить комментарий