Китайская компартия хочет управлять «на основе закона»

В Пекине сегодня завершается четвертый пленум ЦК Компартии Китая. Центральный вопрос повестки – «продвижение практики управления государством на основе закона». Как считают эксперты, по итогам пленума можно ждать масштабных реформ национальной правовой системы.

Курс на трансформацию авторитарного коммунистического режима в правовое государство был декларирован еще в 1997 году. Два года спустя эти изменения были зафиксированы в конституции страны: добавлена формулировка «КНР управляет государством на основе закона и стремится к построению социалистического правового государства».

Помимо слова «стремится», о постепенном, эволюционном характере китайских реформ говорит и другая поправка к конституции, принятая в том же 1999 году: фраза «страна находится на начальном этапе социализма» была заменена на «страна будет долго находиться на начальном этапе социализма». За период с начала XXI века и до избрания нового поколения китайских руководителей ситуация почти не менялась. Но с приходом к власти команды Си Цзиньпина в ноябре 2012 года политико-экономические реформы получили новый импульс.

Коррозия партийной стали

Первой крупной реформой стала «дорожная карта» новой экономической политики Пекина, принятая на ноябрьском пленуме в 2013 году. Пакет включал в себя сокращение вмешательства властей в рыночные отношения, либерализацию банковской отрасли, снятие барьеров для доступа «частников» к ряду отраслей. Принципиальным моментом стало стремление Китая отойти от экспортно ориентированной экономики в пользу сервисной. Трудности в переходе на «новые рельсы» привели к торможению экономики в начале 2014 года.

Согласовав доктрину экономической политики до 2020 года, компартия переключилась на следующий важный вопрос – правовую реформу. С ней тесно связана и борьба с коррупцией, которая уже стала «фирменным» знаком Си Цзиньпина. Летом 2013 года обвинения в подкупе чиновников были предъявлены сотрудникам китайского отделения фармацевтического гиганта GlaxoSmithKline. К сентябрю 2014 года пятеро из 18 задержанных получили тюремные сроки, на саму корпорацию был наложен штраф в размере $500 млн. Другой знаковый эпизод: в августе 2013 года дисциплинарные органы КПК начали проверку экс-министра безопасности Чжоу Юнкана на предмет коррупционной деятельности. Полгода спустя власти арестовали активы чиновника, его родственников и подельников на астрономическую сумму $14,5 млрд, сообщал Reuters.

Как отмечает The Financial Times, на фоне дела Юнкана и других расследований китайцы осознали, что членство в партии не даст защиту от следственных органов: по итогам 2013 года число вступивших в КПК упало впервые с 2003 года. По данным Академии социальных наук КНР, с декабря 2012 года почти 75 тыс. чиновников были подвергнуты различным наказаниям по делам о подкупе.

Четыре реформы

Аналитики Вank of America и Citigroup намечают четыре нововведения, которых можно ожидать от пленума. Центральным вопросом станет борьба с коррупцией. «Первый этап – насторожить чиновников проведением резонансных расследований, – уверен аналитик Citi Шуан Дин. – Второй же шаг состоит в создании структур, снижающих распространение коррупции и работающих по заранее утвержденным правилам».

Соответственно, по итогам пленума можно ждать создания антикоррупционного бюро, которое будет прямо подчинено дисциплинарному комитету КПК, чтобы избежать давления на него региональных чиновников. Впрочем, это станет, скорее, изменением формы, но не содержания, уверены эксперты International Business Times. Эксплуатируя образ бескомпромиссного лидера, Си Цзиньпин вряд ли согласится в ближайшее время перейти от модели «огласка-позор-чистки» к западной модели борьбы с коррупцией. Однако медиаволна, поднятая провластными СМИ по поводу реформы права, говорит о том, что грядущая смена доктрины все же возможна, полагает издание.

Другой важный пункт предполагаемой реформы – судебная система. В этом пункте «независимость», которую может получить судебная система, подразумевает освобождение от влияния на местах с переподчинением напрямую Верховному суду. «Пока что местные суды испытывают давление со стороны провинциальных чиновников и бизнесменов, подчиняясь при этом диктату компартии», – пишет FT. Большая же самостоятельность этой ветви власти может повысить профессионализм и объективность судей.

Это вдвойне важно для Пекина, исходя из политики инвестиционной привлекательности. Замедление темпов роста можно преодолеть улучшением делового климата. По мнению BofA, главное для КНР препятствие на этом пути – именно непрозрачность и предвзятость административной и судебной систем, несовершенство законов о собственности. Как заявил FT адвокат Дэн Харрис из Harris Moure, профессионализм судей постепенно повышается, «если это рядовой процесс экономического характера», без резонансных решений и влиятельных сторон.

Две другие реформы – земельная и бюджетная. Первая подразумевает дополнительную государственную защиту прав человека на свою землю. В особенности это касается тех случаев, когда фермер получает дополнительно городскую прописку (хукоу). Бюджетная реформа заключается в повышении прозрачности местных бюджетов и контроле за их долговой нагрузкой. По данным Счетной палаты КНР, на середину 2013 года задолженность лишь только региональных правительств составляла около $3 трлн.

Оглашение реформ только ожидается, и эксперты расходятся в том, принесут ли они либерализацию права или станут «фикцией». «Вопрос управления государством на основе законов является реализацией и углублением задачи по продвижению строительства правового Китая. Решение этого вопроса очень своевременно и необходимо», – считает профессор Китайского института администрации Ху Цзяньмяо. Напротив, глава бюро Human Rights Watch в Пекине Софи Ричардсон пишет в открытом письме съезду: «Государство нарушает или недостаточно защищает базовые человеческие права. Чтобы вернуть доверие в своей стране и за рубежом, Китаю нужен беспрецедентный шаг вперед». Прежде чем проводить структурные реформы, Пекину следует отказаться от таких вещей, как внесудебные расследования, исправительно-трудовые лагеря и преследование инакомыслящих, считает она.Источник: РБК daily

Комментариев нет

Добавить комментарий