Как российский стартап конкурирует с Foursquare в США

Основатели стартапа AlterGeo Антон Баранчук и Александр Доржиев развивают приложение-путеводитель по кафе и ресторанам. Этой осенью создатели Gvidi начали экспансию на американский рынок, где приложение составило конкуренцию геолокационному сервису Foursquare.

Одна технология — два проекта

Баранчук и Доржиев известны в российском стартап-сообществе как создатели клона американского геолокационного сервиса Foursquare — AlterGeo. Однако AlterGeo запустился на год раньше западного аналога (правда, тогда через него нельзя было «зачекиниться», приложение определяло местоположение пользователя и его друзей на карте по Wi-Fi). Аудиторию стартап набрал за счет широкой сети локальных партнеров, предоставляющих скидки пользователям. Приложение зарабатывает на рекламе и продаже дополнительных услуг. Однако основной доход компании приносит лицензирование технологии, которая позволяет в том числе таргетировать интернет-рекламу по географическому признаку через продажу показов в режиме электронных торгов (Real-TimeBidding). Среди клиентов AlterGeo — Mail.ru, «Бегун», Badoo, 2Gis, с которыми компания работает как за фиксированную плату, так и по модели revenue sharing.

Среди «посевных» инвесторов AlterGeo — венчурные фонды Addventure и Kite Ventures (инвестиции составили около 50 тыс. долл. и 1 млн долл. соответственно). В 2011 году старт­ап привлек второй раунд инвестиций от фондов Intel Capital и Almaz Capital Partners. Хотя AlterGeo еще не вышел на прибыль, в июле 2013 года компания запустила новое приложение Gvidi, которое анализирует предпочтения пользователя и дает ему советы, куда сходить на ужин.

Инвесторы проекта поддержали идею создания нового приложения. «AlterGeo для нас не была компанией одного проекта: она начинала как сервис геолокации, а не как компания одного продукта — социальной сети AlterGeo, — говорит Павел Богданов, генеральный партнер Almaz Capital Partners. — Предоставление геоданных бизнесам являлось и является до сих пор главным источником дохода стартапа. Gvidi, как и социальная сеть AlterGeo, покоится на фундаменте геоданных AlterGeo и позволяет компании отработать технологии персонификации».

«Мы верим в то, что в самое ближайшее время подобные Gvidi-разработки станут особенно значимыми в самых разных сферах Интернета (реклама, e-commerce и т.д.), — добавляет Эдуард Шендерович, глава фонда Kite Ventures. — Gvidi — это лишь первая тестовая реализация подобных алгоритмов, и команда пойдет дальше и будет использовать их в других областях».

Приложение анализирует все открытые данные о посещениях пользователя (не только из AlterGeo, но и из Foursquare или, например, из категорий Places в социальных сетях) и составляет рейтинг близлежащих заведений, которые могли бы полюбиться владельцу смартфона. При этом сервис учитывает также активность друзей пользователя в социальных сетях и даже предпочтения незнакомых людей со схожим вкусом. Например, любителю фастфуда Gvidi порекомендует ближайшую пиццерию или кафе гамбургеров, частым посетителям мясных ресторанов — стейк-хаус. Также сервис учитывает время запроса: утром Gvidi предложит кофейню, вечером — бар или кафе с романтической обстановкой. Пользователь может установить и специальные фильтры — наличие зоны летней веранды, доступ к Wi-Fi или возможность получить скидку.

По словам основателей, идея сервиса родилась, когда аналитика AlterGeo стала показывать закономерности выбора пользователей. «Мы подсчитали, что если в ресторан, где есть бесплатный Wi-Fi, приходит мужчина, вероятность того, что он вернется сюда, на 30% выше, чем в случае с девушкой», — говорит Александр Доржиев. Подобные детали и учитывает «умный» гид по ресторанам.

В ноябре 2012 года Gvidi появился в AppStore и спустя неделю набрал более 10 тыс. пользователей. К декабрю аудитория сервиса выросла до 40 тыс. человек. В июле 2013 года Gvidi стал доступен и в GooglePlay, а через месяц компания решила запустить приложение на американском рынке. В США у проекта не было прямых конкурентов, однако рекомендации заведений выдавали популярные среди американцев Foursquare и Yelp. Большинство приложений сочетали в себе справочник и социальную сеть. Gvidi же решил сделать ставку на качество рекомендаций. «Отстроиться от конкурентов нам помогло то, что мы отказались от функций фолловинга и присуждения «бейджей» в подтверждение достижений пользователей, — говорит Александр Доржиев. — Мы создали персонализированный поиск наиболее подходящих ресторанов».

Требовательные американцы

Однако стартаперы недооценили многие особенности американской аудитории. «Значившееся в Gvidi кафе как «ресторан азиатской кухни» оказывалось кафе индонезийских блюд, — рассказывает Антон Баранчук. — в России таким тонкостям просто не придавали значения, в США же пользователи оказались более искушенными ценителями национальных ресторанов». К тому же в американском варианте Gvidi пришлось убрать многие фильтры — например, пометка «зона для курящих» перестала быть актуальной в США, где существует запрет на курение в общественных местах.

Байрам Аннаков, запустивший в США приложения AppIntheAir (геолокационный чат для авиапассажиров с функциями справочника) и Inflow (приложение для мониторинга настроения), рассказывает, что при выходе на зарубежные рынки стартапу необходимо учитывать различия в модели потребления российских и американских пользователей. «На Западе люди не очень любят «share-ить» и опасаются автоматических «расшариваний», поэтому с трудом подключают свои аккаунты в приложении. В США всерьез опасаются, что персональная информация о них в соцсетях будет использована негативно», — поясняет г-н Аннаков. По словам предпринимателя, американская аудитория готова покупать платные продукты. К тому же владельцы смартфонов на Западе взрослее (согласно отчету Pew Research Center’s Internet, в мае 2013 года 56% взрослого населения США — владельцы смартфонов), в то время как в России чаще всего приложения использует молодежь.

Инвесторы проекта считают, что для выхода на любой рынок необходимы тесты — одним из них и стал запуск Gvidi в США. Создатели планируют улучшить механизмы анализа информации, в результате приложение будет давать более персонифицированные рекомендации. «Рекомендации — это очень технологичная область (bigdata, clouds), победа в ней достанется технологичным командам, а российские разработчики имеют очень хороший уровень, — говорит Эдуард Шендерович. — И, конечно же, одним из самых важных факторов успеха будет являться то, смогут ли разработчики создать правильные пользовательские интерфейсы».

Новые рынки и клиенты

В ближайших планах проекта — выход на рынки азиатских стран, где приложения с «чекинами» пока не столь популярны. Создатели сервиса уверены, что в Азии им понадобится помощь местных партнеров. «Игрок, знакомый со спецификой рынка, поможет нам сформировать наиболее полный каталог заведений, а также недопустить ляпов при составлении профиля каждого из ресторанов». Большое внимание разработчики сервиса планируют также уделить переводу приложения на каждый из языков — обычно усилий переводчиков недостаточно, тестовый вариант нужно показать носителю языка. В октябре 2013 года Gvidi победил в международном конкурсе Bully Awards 2013 как лучший проект-«одногодка». Победа в соревновании может принести старт­апу известность на европейском рынке, предполагают основатели. Они не исключают возможности экспансии на рынки европейских стран, если компании удастся найти локальных контрагентов. Разработчики пока наращивают аудиторию сервиса, вкладывая в новый бизнес заработанные на AlterGeo средства.

Технологией уже заинтересовались агентства по продаже рекламы в Интернете, однако перспективы ее применения шире. Например, система аналитики, использующаяся сейчас в Gvidi, может быть использована для персонализации контента на веб-страницах: учитывая историю активности пользователя в Интернете, сайт, например, сможет подстроить текст, изображения, объявления или поля в форме регистрации.

Отточить технологию перед стартом активной работы с b2b-партнерами стартап планирует, создавая рекомендательные сервисы, анализирующие профили пользователей в социальных сетях. «По числу отметок в AlterGeo лидируют кафе и рестораны, именно в этом сегменте мы запустили Gvidi изначально, — рассказывает Антон Баранчук. — Затем по популярности идут вокзалы, аэропорты, торговые центры — в таких местах люди обычно бывают по необходимости, здесь мы вряд ли сможем что-то советовать. На третьем месте — салоны красоты и парикмахерские, в этом сегменте наши рекомендации будут полезны».Источник: РБК daily

Комментариев нет

Добавить комментарий