Как «Роснефть» прошла санкции и норвежские фьорды

В пятницу «Роснефть» подписала соглашение с норвежской буровой компанией Seadrill и ее «дочкой» North Atlantic Drilling Limited (NADL) об обмене активов: «Роснефть» приобретет 30% акций NADL за $925 млн, оплатив часть сделки 150 наземными буровыми установками. Еще в мае три компании заключили соглашение об инвестициях и сотрудничестве с целью развития проектов «Роснефти» на период как минимум до 2022 года. Стратегически значимой для нефтяной компании сделке не помешали ни действующие санкции Запада, ни риск дальнейших санкций.

В окружении санкций

«Роснефть» в июле была внесена в американский список секторальных санкций (Sectoral Sanctions Identifications, SSI): компании был перекрыт доступ к кредитным ресурсам США со сроком более трех месяцев. Еще в апреле в другой санкционный список — SDN — попал президент «Роснефти» Игорь Сечин: ему был запрещен въезд в Штаты, его собственность в случае нахождения под юрисдикцией США должна быть заморожена.

Помимо личных последствий статус SDN налагает некоторые ограничения на деятельность Сечина в качестве главы «Рос­нефти» в контексте сотрудничества с американскими партнерами (такими, как ExxonMobil). О наличии таких ограничений в принципе Минфин США сообщил в августе — спустя три месяца после внесения Сечина в список SDN. Например, американская компания не имеет права заключать с «Роснефтью» соглашения, подпись под которыми ставит Сечин. Но Минфин США оставил открытыми вопросы о других, менее однозначных формах взаимодействия заблокированного лица с бизнес-партнерами: к примеру, неясно, могут ли американцы вести прямые переговоры с Сечиным. В любом случае Exxon не свернула партнерство с «Рос­нефтью», в августе компании начали бурение скважины в Карском море.

В санкционных списках Евросоюза ни Сечина, ни «Роснефти» нет. Но ЕС в конце июля ввел ограничения на поставки оборудования для поиска и добычи нефти в России в особых условиях — в Арктике, в море на больших глубинах и в сланцевых структурах. 15 августа к этим санкциям присоединилась Норвегия. Потенциально эти ограничения затрагивают «Роснефть», которая как раз начала осваивать арктический шельф.

Тонкий расчет

Менеджмент Seadrill прикладывал усилия, чтобы просчитать последствия западных санкций для партнерства с «Роснефтью», рассказали The Financial Times источники, близкие к компании. У Seadrill сложная корпоративная структура: холдинговая компания зарегистрирована на Бермудах [британская заморская территория], менеджмент базируется в Лондоне, первичный листинг — в Нью-Йорке, на NYSE. Акции North Atlantic Drilling также торгуются в Нью-Йорке. Обе компании контролируются норвежским миллиардером Йоном Фредриксеном, который в 2006 году сменил гражданство на кипр­ское, чтобы не платить большие налоги.

Санкции США не распространяются на партнерство Seadrill, NADL и «Роснефти», утверждают американские юристы, с которыми поговорил РБК. «Мне не кажется, что у North Atlantic Drilling могут возникнуть какие-то проблемы [с американским законодательством], исходя только из листинга в США», — сказал глава вашингтонской юридической фирмы Ferrari & Associates Эрих Феррари. Листинг на бирже в США не делает компанию «американским лицом» (U.S. person) и не обязывает ее следовать американскому санкционному законодательству, говорит он.

«Компания не становится американской в рамках правил OFAC [Управление по контролю за иностранными активами — отвечает за экономические санкции США] просто потому, что ее акции или другие ценные бумаги торгуются на американской бирже», — подтверждает Клиф Бернс из Bryan Cave.

Санкции ЕС и Норвегии, по-видимому, также не повлияют на сотрудничество Seadrill и NADL с «Роснефтью». Например, высокотехнологичная буровая установка West Alpha, арендованная у NADL «Роснефтью» и Exxon для работ в Карском море, подпадает под экспортные ограничения для российской нефтяной отрасли, введенные Евросоюзом и воспроизведенные Норвегией, однако она была законтрактована еще в 2013 году. Санкции ЕС однозначно распространяются только на соглашения, заключенные после 1 августа 2014 года, а норвежские санкции — на договоренности после 16 августа. «Роснефть» планирует привлечь к бурению на шельфе еще шесть установок Seadrill/NADL, договор об этом был подписан в конце июля.

Финансовый директор Seadrill Руне Магнус Лундетрай в пятницу сказал норвежской газете Dagens Naeringsliv, что компания по-прежнему оценивает воздействие санкций на договоренности с «Роснефтью» по работе на шельфе. РБК запросило комментарий у лондонской юридической фирмы Slaughter and May, которая консультировала NADL и Seadrill по долгосрочному соглашению о сотрудничестве с «Роснефтью», подписанному в мае, но пока не получило ответа.

В Министерстве иностранных дел Норвегии, отвечающем за экспортный контроль, не смогли оперативно прокомментировать вопрос о санкциях. «Роснефть» отказалась от комментариев.

Читайте санкции внимательно

Несмотря на то что «Роснефть» и ее глава Сечин фигурируют в санкционных списках США, а США и ЕС ввели ограничения на поставку в Россию некоторой продукции для нефтяной отрасли, «Роснефть» пока не сталкивалась с серьезными проблемами из-за санкций.

В начале июня стало известно, что британские банки Lloyds и HSBC вышли из сделки по предоставлению кредита британской BP для покупки нефти и нефтепродуктов у «Роснефти» на условиях предоплаты. Но позднее сделка все-таки состоялась, в организации предоплаты приняли участие восемь международных банков. На тот момент в отношении «Роснефти» еще не действовали финансовые ограничения США.

После введения ограничений сорвалась аналогичная сделка «Роснефти» с трейдером Vitol, предполагавшая предоплату в $2 млрд, — об этом на прошлой неделе сообщила FT. Как ранее сообщало отраслевое издание Trade Finance Magazine, от участия в финансировании аванса отказался один из американских банков, входивший в синдикат.

В июле Сечин вошел в совет директоров итальянского шинного производителя Pirelli, в котором «Роснефть» приобрела непрямую долю в 13%. Pirelli с помощью сторонних юристов анализировала, как соотносится сделка с санкциями США, и пришла к заключению, что нарушений нет, сообщал 5 августа глава Pirelli Марко Тронкетти Провера. По его словам, санкции OFAC против Сечина не препятствуют его вхождению в совет директоров Pirelli.

«Роснефть» располагает значительными наличными резервами и ранее смогла привлечь многомиллиардные авансы в долларах за будущие поставки нефти», — говорилось в обзоре рейтингового агентства S&P, опубликованном в августе. Компания может привлечь дополнительные долгосрочные предоплаты по будущему экспорту в Китай, ожидает агентство.

Совместные проекты норвежской нефтегазовой компании Statoil и «Роснефти» могут пострадать из-за санкций, в частности возможны задержки с их реализацией, предупредил 25 августа глава Statoil Хельге Лунд. «Совершенно очевидно, что в некоторых областях у нас будут задержки. В основном речь идет о шельфовых проектах, глубоководных скважинах и проектах в Арктике», — сказал он.Источник: РБК daily

Комментариев нет

Добавить комментарий