Интервью. Ярослав Долгирев: «2010 – назван посткризисным годом, это значит власть не бездействует – город развивается….»


На днях стали известны последние уточненные цифры по исполнению бюджета за 2010 год. Городу есть чем гордиться – собственные доходы выросли в сравнении с 2009-м почти на 90 миллионов рублей.

«В краевом Правительстве нам стало проще обсуждать экономические вопросы. Это стало возможным после того, как мы добились роста наших доходов. Территории, которая зарабатывает сама, охотнее помогают краевые и федеральные власти, сюда охотнее заходят инвесторы с крупными проектами», — так оценивает сегодняшние финансовые успехи города Глава Ачинска Илай Ахметов.

Что позволило городу добиться таких результатов? И что в целом представляет собой бюджет 2010 года? Эти и другие вопросы мы задаем заместителю Главы Администрации города Ярославу Долгиреву.

— Ярослав Олегович, какие результаты достигнуты в исполнении бюджета 2010 года?

— Итоги, на мой взгляд, хорошие. Во-первых, выполнен план по собственным доходам: показатели 2010 года превысили показатели прошлого года. Во-вторых, профинансированы в полном объеме все принятые обязательства местного бюджета. Закрыли год без просроченных долгов. В-третьих, удалось привлечь средства краевого бюджета за счет фонда софинансирования социальных расходов в размере 127 миллионов и в виде кредита 75 миллионов для реализации социально значимых программ.

— Исполнение плана по собственным доходам более чем на 100 процентов – это замечательно! Но возникает вопрос – за счет чего это произошло?

— Стоит сказать, что собственные доходы включают в себя налоговые и неналоговые доходы, доходы от предпринимательской деятельности. Как в целом, так и по каждому из этих видов доходов план перевыполнен и превысил показатель 2009 года. Если смотреть конкретно, то на 41 миллион больше, чем в 2009 году поступило средств от налога на доходы физических лиц. О чем это говорит? Безусловно, о стабилизации рынка труда, кризис отступил, многие сумели найти работу, и начали зарабатывать, некоторые работодатели повысили заработную плату и так далее.

На 110 процентов выполнен план по налогу на прибыль организаций. В основном за счет того, что улучшились дела у таких плательщиков, как «Глиноземсервис», «Ачинский цемент», «Компания АРТА», «Карат» — у них платежи по этому налогу выросли. Основной плательщик этого налога – «РУСАЛ Ачинск», к сожалению, перечислил в бюджет города сумму на 60 % меньше, чем год назад.

Сверх запланированных показателей поступила «Плата за негативное воздействие на окружающую среду» от компании «РУСАЛ Ачинск». Радоваться этому факту особенно не приходится, так как суммы этого платежа напрямую зависят от объема выбросов в окружающую среду загрязняющих веществ.

В 2010 году активно шла реализация имущества, находящегося в муниципальной собственности. Было реализовано девять объектов по программе приватизации, два объекта по преимущественному праву выкупа. Также активно в минувшем году шёл выкуп в собственность земельных участков, на которых расположены объекты недвижимости (индивидуальные жилые дома и гаражи), находящиеся в собственности, а также земельные участки, предназначенные для огородничества и садоводства. В целом, доходы от продажи имущества составили 67 миллионов рублей, что выше на 16 млн., чем в 2009-м. Эффективно использовалось оставшееся муниципальное имущество — доходы по этой статье составили 189 млн., что на 5 миллионов выше плана.

Доходы от предпринимательской деятельности в сравнении с 2009 годом выросли на 18 миллионов рублей.

— Наполняемость бюджета – это задача общая, то есть не только власти, но и каждого человека в отдельности. Эту фразу подтверждает анализ исполнения бюджета?

— Бюджет – это документ, который имеет отношения к каждому жителю Ачинска. В той или иной мере мы становимся участниками формирования доходной или расходной части бюджета.

Наши спортивные объекты, оказывая услуги населению, заработали 4 миллиона. Посещаемость спортивных учреждений выросла с 4 до 7 тысяч человек еженедельно. Люди активнее занимаются спортом, принося пользу не только своему здоровью, но и внося вклад в бюджет города. Эти деньги пошли на развитие спорта: новый инвентарь и оборудование.

Доходы от услуг здравоохранения превысили план на 700 тысяч рублей за счет заключения дополнительных договоров с руководителями предприятий на оказание услуг по медосмотрам. Эти средства также направлены на развитие отрасли.

— Из уст высокопоставленного чиновника районной администрации услышала фразу: «Чем больше мы зарабатываем своих доходов, тем меньше нам даёт край. Вот и задумаешься, а надо ли в таком случае надрываться?». Как бы Вы могли прокомментировать это высказывание, Вы с ним согласны?

— Думаю, что дело как раз обстоит наоборот: гораздо легче разговаривать о выделении дополнительных средств из краевого бюджета, показывая, что и мы сами прилагаем усилия по расширению доходной базы, поиску новых источников доходов. Позиция города выглядит гораздо более убедительной, если мы можем показать, что сделано для увеличения собственных доходов и как город своими силами пытается решить поставленные задачи. Ведь всем понятно, что краевой бюджет не бездонная бочка, и никто не гарантировал, что размер выделяемых средств будет расти из года в год. Каждый транш из краевого бюджета — это серьезная работа исполнительной и представительной власти города. Потребность в деньгах нужно уметь обосновывать. Например, если первоначально краем было выделено из фонда софинансирования социальных расходов 1,6 млн. рублей, то к завершению года эта сумма составила 127 миллионов.

— Не об этом ли говорит Глава города на каждом аппаратном совещании с главными распорядителями бюджета: «Мы обязаны войти во все краевые программы, обязаны привлекать в город дополнительные бюджетные средства». Как в 2010 году выполнялась эта установка? Какие гранты, программы удалось реализовать и получить под них финансирование.

— Вы абсолютно правы. Бюджетная политика построена таким образом, что только часть доходов остается в местном бюджете, а часть – перечисляется в бюджеты вышестоящих уровней. Вернуть эти средства в городской бюджет возможно путём участия в различных краевых целевых программах, через получение субсидий, грантов, кредитов. О том, насколько успешно проведена работа, судите сами.

За счёт выделенных из краевого и федерального бюджетов 37 миллионов проведён капитальный ремонт шести многоквартирных домов.

В рамках краевой целевой программы «Модернизация, реконструкция и капитальный ремонт объектов коммунальной инфраструктуры» выделено 17 миллионов на капитальный ремонт напорного канализационного коллектора.

В рамках краевой целевой программы «Повышение эффективности деятельности органов местного самоуправления в Красноярском крае» в 2010 году городу выделено 13,6 миллионов на оснащение медицинским оборудованием хирургического корпуса и 1,6 млн. – на завершение работ по ремонту кровли. Предоставлены гранты: 2,5 миллиона на ремонт помещений бюджетных учреждений социальной сферы и приобретение для них оборудования и еще 2 миллиона — на устройство трёх детских спортивно-игровых площадок. Получено 4,5 млн. рублей на строительство трансформаторной подстанции спортивного комплекса «Олимп».

Почти 3 миллиона из края и федерации выделено на финансовую поддержку малого и среднего предпринимательства.

По краевой программе «Обеспечение жильём молодых семей» выделены ассигнования на социальные выплаты для приобретения жилья шести молодым семьям.

— Ярослав Олегович, что собой представляет бюджетный «пирог» расходов? Кому и какие части от него достались?

— Фактически расходы по отраслям бюджетной сферы таковы: «Общегосударственные вопросы» — 114 млн.; «Национальная безопасность и правоохранительная деятельность» — 30 млн.; «Национальная экономика» — 22 млн.; «Жилищно-коммунальное хозяйство» — 176 млн.; «Образование» — 831 млн.; «Культура и средства массовой информации» — 57 млн.; «Здравоохранение» — 326 млн.; «Физическая культура и спорт» — 35 млн.; «Социальная политика» — 589 млн. рублей.

Таким образом, социальная нагрузка на бюджет (образование, культура, здравоохранение, спорт и социальная политика) составила 1 838 млн., а это 84,3 % от общих расходов.

— Если говорить подробнее о разделах расходования, на что бы Вы обратили особое внимание ачинцев? Кого в этом году профинансировали лучше? На какие первостепенные нужды были израсходованы бюджетные средства?

— Вопрос кого лучше, кого хуже – не корректен. Финансировались все в соответствии с утверждённым бюджетом. Но руководители структурных подразделений смотрят на перспективу и пожеланий всегда больше, чем возможностей бюджета. Главное, что расходы исполнены надлежащим образом, оплачены все принятые обязательства.

Наверное, особо надо сказать о проведённых ремонтах и приобретении оборудования для школ и детсадов, на эти цели израсходовано 29 миллионов.

17,6 миллионов выделено на капремонты в учреждениях здравоохранения, 1,5 миллиона – на приобретение инвентаря и оборудования.

5 миллионов на эти же цели выделены учреждениям культуры.

Реализовано 19 долгосрочных городских целевых программ с объемом финансирования более 28 миллионов. Среди них, например, программа «Школьные дворы». На ее реализацию в 2010-м было выделено 4,3 миллиона рублей. Программа «Вакцинопрофилактика» — 4,4 млн. Инвестиционная программа по реконструкции и строительству объектов социальной сферы и ЖКХ – 2,1 миллиона.

— У народа стойко сформировано негативное отношение к кредитам. Многие этот способ получения средств считают мерой неприятной, но вынужденной. Для своевременного исполнения бюджетных обязательств город использует кредиты. Есть люди, которые местную власть за это критикуют. В чем Вы видите преимущества кредитования у государства, и что заставляет нас вновь и вновь прибегать к этой помощи?

— При обсуждении вопроса кредитования, я бы не проводил прямой аналогии с бытовым уровнем. Хотя нет ничего страшного в получении кредита для личного пользования, если человек знает, за счет чего он собирается вернуть кредит, и за счет чего будет платить по нему проценты. В нашем случае государственные кредиты — это те же краевые деньги, хотя предоставляются городу в виде госзаимствований на условиях платности и возвратности. Форму финансовой поддержки города во многом определяет Минфин края. Если говорить о процентных ставках по кредиту, то ставка по государственным заимствованиям минимум в четыре раза меньше ставки коммерческих банков. Так как банковский кредит вряд ли можно привлечь по ставке ниже ставки рефинансирования Центрально банка РФ, в то время как бюджетные кредиты предоставляются под ¼ ставки рефинансирования.

Что касается погашения государственного кредита, здесь есть варианты, наиболее вероятным из которых является реструктуризация этого долга за счет средств вышестоящего бюджета.

— Несмотря на все усилия по собираемости собственных доходов, по привлечению дополнительных источников финансирования, бюджет города все же исполнен с дефицитом в 61 миллион рублей. Что не позволяет свести «дебет» с «кредитом»?

— Первоначально в бюджете на 2010 год был заложен плановый дефицит в размере 101 миллион, как Вы назвали цифру, фактический дефицит к концу года составил 61 миллион. При принятии бюджета всегда есть две альтернативы – отказаться от дефицита и сократить на эту сумму расходы, необходимые на развитие города либо принять бюджет с дефицитом и привлечь для его покрытия деньги из других источников. Мы пошли по варианту привлечения дополнительных средств. Для финансирования был привлечен государственный кредит, а дополнительно поступившие доходы позволили снизить дефицит и сформировать остаток средств необходимый для начала финансирования расходов уже в 2011 году.

— Мы достаточно подробно изложили нашим читателям финансовые итоги года. А если оценивать его не только сточки зрения цифр, а с точки зрения перспектив, то чтобы вы сказали?

— 2010-й – называют посткризисным годом, но отголоски экономической нестабильности еще слышны и мы продолжаем чувствовать некоторую финансовую стесненность. Но бюджетные итоги года говорят об одном – процесс оздоровления идет, город развивается, власть не бездействует. Если мы и дальше будет столь же успешно наполнять бюджет города собственными доходами, значит стабильность и рост нам обеспечен. А что еще хотят жители для своей малой Родины?

«Ачинская газета»

МАРИЯ ПАНУРСКАЯ

Источник: http://www.adm-achinsk.ru/news/news2687.html

Комментариев нет

Добавить комментарий