Больше золота

Городской дворец князей Лихтенштейнских в Вене открылся для посетителей. Здесь выставлена выдающаяся княжеская коллекция предметов искусства эпохи бидермейера.

В число венской недвижимости князя Лихтенштейна Ханса-Адама II и его семьи исторически входят два роскошных барочных здания — Садовый и Городской дворцы. Первый — в небольшом отдалении от центра авст­рийской столицы, в XVII—XIX веках служил летним княжеским жилищем. Окруженный тенистым парком, он, как и парижский Версаль, был предназначен для отдыха и забав: с искусственным прудом и фонтанами-аллегориями, с широким двором и кипарисовыми аллеями, пышным внутренним убранством и огромным бальным залом, настенными и потолочными росписями именитых мастеров барокко австрийца Йоханна-Михаэля Роттмайра и итальянца Андреа Поццо. Построенный в 1692—1700-х годах по проекту итальянского архитектора Доменико Мартинелли, Садовый дворец дошел до наших дней в своем первозданном виде. Для публики он был открыт в 2004 году — просторные залы заняло одно из лучших в мире частных собраний ренессансной и барочной живописи, скульптуры, мебели и декоративного искусства, собранных князьями в течение почти пяти веков. Здесь выставлены произведения Лоренцо Монако и Пьеро ди Козимо, Рафаэля и Джулио Романо, около пятидесяти картин Питера Пауля Рубенса (включая хрестоматийные «Венера перед зеркалом» и «Портрет дочери Клары Сирены»), работы Рембрандта, Ван Дейка и Хальса. Экспозиция разрежена скульптурой (Мантеньи, Андреа делла Робиа и других мастеров) и образцами редкой мебели: золочеными столиками работы скульптора Джованни Джулиани со столешницами-мозаиками из самоцветов, консолями придворного мебельщика Габсбургов Клода дю Плесси, кабинетами антверпенских мастеров середины XVII века и массой других вещей.

Городской дворец по соседству с императорским Хофбургом до недавнего времени был закрыт для посетителей, оставаясь частной резиденцией князя во время венских визитов. С мая он открыт для публики, и желающие могут увидеть великолепные восстановленные интерьеры XIX века и экспозицию произведений искусства эпохи бидермейера, стиля в немецком и австрийском искусстве между классицизмом, ампиром и историзмом.

Здание Городского дворца на Банк­гассе проектировал тот же Мартинелли, но его строительство было закончено на пять лет позже Садового. На протяжении следующих полутора веков интерьеры дворца неоднократно менялись, и свое нынешнее пышное убранство в стилистике неорококо он приобрел в середине позапрошлого века благодаря британскому архитектору Питеру Юберу Девиньи, приглашенному князем Алоисом II. Символы рококо он соединил с неоготикой и покрыл, как кажется, тройным слоем сусального золота. Во дворце до сих пор рассказывают легенду о том, как при оформлении бального зала архитектор настаивал: «Больше золота, больше!» Ослепительная зала с зеркальными движущимися стенами и паркетом из светлого ореха от пола до потолка декорирована золочеными лозами и фруктами. И сегодня на восстановление позолоты в залах дворца реставраторы использовали более 1,5 кг золота. В этой части дворца и разместится уникальная и крупнейшая в мире коллекция живописи эпохи бидермейера, часть которой гастролировала в ГМИИ им. Пушкина пару лет назад. С типичными для стиля жанровыми сценками, умиротворяющими пейзажами и детскими и семейными портретами работы Фердинанда Вальд­мюллера, Карла Шпицвега и других знаменитых художников.

В другой части дворца полностью будет властвовать бидермейер: от сравнительно скромной обстановки до мельчайших предметов декора. С изогнутой мебелью Михаэля Тонета (которую сегодня мы называем «венским стилем»), с лаконичными стеклянными вазами, многочисленными гравюрами на стенах (еще один символ эпохи) с видами австрийской столицы или исторических событий той эпохи, повторяющихся на росписях столовых сервизов и декоративных блюд, созданных на Венской императорской фарфоровой мануфактуре.

Источник: РБК daily

Комментариев нет

Добавить комментарий