Бизнесу перекроют канал доступа к дешевым деньгам из-за рубежа

Что меняется

Подготовленный Минфином пакет поправок в ст. 269 Налогового кодекса ("Особенности учета процентов по долговым обязательствам в целях налогообложения") дает суду право признать контролируемой непогашенную задолженность российской компании и принять решение о доначислении налогов, даже если формально займ не подпадает под такие критерии. Об этом РБК рассказали три участника обсуждений со стороны бизнеса, знакомые с ходом работы над поправками. «Проект поправок от Минфина поступил. Позиция министерства вырабатывается», — сообщил РБК представитель Минэкономразвития. В Минфине не ответили на запрос РБК.

Схемы финансирования иностранными компаниями российских подразделений через займы часто трактуются налоговыми органами как способ вывода прибыли из России, потому что платежи по таким займам не облагаются налогами. Чтобы пресечь такие схемы, были введены правила так называемой тонкой капитализации – если сумма займов от кредитора в три раза превышает размер чистых активов заемщика, то платежи по займам могут быть переквалифицированы в дивиденды и соответственно по ним будут доначислены налоги.

В этом году началось ужесточение этих правил. Первая очередь поправок Госдума одобрила в первом чтении 19 мая. Тогда, в частности, уточнялось, на какие именно компании распространяются правила тонкой капитализации. Изначально закон касался аффилированных компаний, поправками ограничения распространили на взаимозависимые.

Для бизнеса это означало очевидное ограничение – правила начали распространяться не только на кредиты от материнской компании, но также от сестринской компании и дочерней, говорит руководитель департамента налогового и юридического консультирования КПМГ Михаил Орлов: «Любые кредиты, которые получены от иностранного взаимозависимого лица будут восприниматься в качестве контролируемой задолженности».

Новая редакция документа, подготовленная ко второму чтению, вводит так называемый «тест основной цели», по которому тонкая капитализация может применяться, если в суде доказано, что налогоплательщик искусственно выстроил систему финансирования для обхода этих правил. Даже формально не подпадающая под правила структура финансирования должна иметь разумное объяснение и обоснование. Иначе она работать не будет, поясняет старший юрист по международному налогообложению налоговой практики Goltsblat BLP Артем Торопов.

«Это как если бы в правилах дорожного движения было бы указано, что даже если горит зеленый свет светофора, суд может признать его красным и наказать водителя за проезд на красный свет. В данном случае то же самое: ваша задолженность не подпадает под критерии, определенные в законе, но суд все равно может признать ее контролируемой, и это приведет к дополнительным доначислениям. Логично тогда и налогоплательщику предоставить право опровергать наличие злоупотребления, даже если все признаки, указанные в законе, налицо. Давайте не будем говорить, что свет зеленый, но при определенных обстоятельствах суд может посчитать, что это красный», — говорит Михаил Орлов из КПМГ.
Источник: РБК daily

Комментариев нет

Добавить комментарий