Артем Аветисян, «Клуб лидеров»: «Важно не то, есть проблемы или их нет. Важно быть услышанными»

Кабинет главы «Клуба лидеров» АРТЕМА АВЕТИСЯНА расположен в очень символичном месте — доме-книжке по соседству с Белым домом. Окна его кабинета на 23-м этаже смотрят на правительство. Зачем создавать клуб и зачем чиновникам слушать его предложения, он рассказал корреспонденту РБК daily ПЕТРУ КИРЬЯНУ.

— У вас прошел год, каким он запомнится «Клубу лидеров?

— Год — срок небольшой, но уже видно, что клуб состоялся. Это некоммерческое партнерство, куда входят только владельцы и совладельцы бизнеса, все заняты своим делом, но мы нашли время и силы на совместную работу.

— Как можно оценить их бизнес?

— Хотя бы по показателю совокупной выручки — 325 млрд руб., в свои проекты участники клуба направили 85 млрд руб. инвестиций. Такой объем средств нельзя игнорировать.

— Чем для них запомнится этот год в клубе?

— Например, запуском портала предпринимательских инициатив. Здесь мы собираем предложения «Клуба лидеров» — у нас уже более 100 инициатив, они рейтингуются и обсуждаются. Там же вы найдете мониторинг выполнения «дорожных карт» — ключевой элемент работы по улучшению инвестиционного климата.

Кроме бизнесменов, там удалось привлечь неравнодушных профессионалов. Они авторы части инициатив, о которых я сказал ранее, они же помогают нам при выездных проверках «дорожных карт».

— Вы говорите о разовых проверках, но это не похоже на мониторинг?

— В этой части мы сотрудничаем со ВЦИОМом — это наш партнер по мониторингу. Его силами ведется регулярный опрос предпринимателей по «дорожным картам». Это не просто вопрос по реализации тех или иных пунктов, мы спрашиваем: что поменялось? Участвуют и «Клуб лидеров», и другие общественные организации, все с помощью методологии ВЦИОМа.

Отдельная работа идет с «Деловой Россией», у нее также есть своя система оценки настроений предпринимателей.

— Хотите построить сеть связей со всеми организациями?

— Не только по работе. (Смеется.) Мы даже горные вершины вместе штурмуем. На форуме в Сочи в первый день прошли шестичасовой маршрут, был даже отвесный участок в 300 метров. Поход назвали «Виа Феррато» — в честь перехода Суворова через Альпы.

— Скольких членов клуба вы, что называется, знаете лично?

— Мы регулярно проводим стратегические сессии, на которых идет мозговой штурм в части дальнейшего плана действий и по конкретным инициативам. Там в рабочих группах я общаюсь со всеми. На годовом юбилее будут все, но ждать годового собрания не обязательно. Например, когда мы едем в Ярославскую область принимать новых членов, то обязательно с нами будут предприниматели из других регионов. Можно же не только знакомиться, но и делиться опытом, заводить новые связи: человек из Новороссийска обменивается опытом с бизнесменом из Владивостока.

Услышат ли?

— Это работа на себя или федеральная власть тоже подключается?

— За этот год у нас было три встречи с председателем правительства, две с министром экономики, в регионах всегда идем на встречу с губернатором.

— Три встречи с премьером прошли только с вашим участием? Вы их организовывали?

— Первая прошла в рамках выставки «Иннопром» в Екатеринбурге, это были предприниматели, включая десять человек от клуба. На Красноярском форуме была встреча с клубом: мы написали письмо и предложили Дмитрию Медведеву встречу — он согласился. Третий раз виделись на форуме в Сочи, несколько членов клуба вошли в группу предпринимателей, с которой общался премьер.

— Это были формальные встречи?

— Формальные, но общение всегда идет без официоза. Когда в феврале прошлого года я выносил идею клуба на набсовет АСИ с участием президента, основной вопрос был: услышат ли нас? Сегодня можно дать ответ: да. Предпринимательская инициатива замечена, есть коммуникация с федеральной и региональной властями. Тот же мониторинг «дорожных карт», который мы начали в ноябре 2012 года, — он ведь нужен не только нам, государство также хочет навести порядок.

— Вы совмещаете несколько должностей. Работа в АСИ и руководство «Клубом лидеров»…

— Одно другому не то что не мешает, а, напротив, дополняет. Задачи в обеих организациях схожие — реальное изменение ведения бизнеса в нашей стране в лучшую сторону. С генеральным директором АСИ Андреем Никитиным у нас хорошие деловые и товарищеские отношения. За его плечами опыт руководства и развития предприятия в несырьевом секторе. Он отлично понимает все проблемы в сфере предпринимательства и сам заинтересован сделать все возможное для устранения тех же самых административных барьеров. Достаточно много представителей клуба лично знают Никитина, причем давно. В общем, я сильно для себя не разделяю обе должности. Еще раз подчеркну: для нас главное — результат. Если предприниматели через сравнительно короткое время будут чувствовать реальные изменения в лучшую сторону, значит, АСИ и «Клуб лидеров» работают не зря.

— О результате. Я слышал, что в один из приездов на таможню вы были огорчены: все подготовились, все работало идеально.

— Не так было. Возьмите таможенный пункт Бурачки на границе с Латвией. Зима, снег, идут фуры… К чему готовиться? Мы там все ходили по колено в снегу. И проблема-то не в конкретном посте. Это и Росграница, в ведении которой инфраструктура, и Минтранс с дорогами. Оттуда я возвращался на машине, там такие дороги, что подвеску надо сразу ремонтировать, при том что это не Сибирь.

Главное достижение — оперативная коммуникация. Мы за несколько дней до визита во Владивосток предупредили, что хотим посмотреть работу таможни в порту. Таможня встречает, показывает, они готовы к переменам. Не могут же они под наш визит оставить корабли на рейде?

— То есть нет ощущения, что в тот день все работало как надо, а не как обычно?

— Когда мы осматривали границу Калининграда с Польшей, конечно, все знали о нашем визите. Поработали день, все улетели, а я, никому не говоря, остался. Взял обычное такси и поехал в Польшу. Когда подъехали к границе, то увидели вереницу в 200—300 машин. Ничего себе, думаю. «Тут стоять часов семь», — сказал водитель. Но оказалось, что вереница в основном состоит из машин с польскими номерами, которые возят в Польшу бензин. Для россиян проезд отдельный, который мне удалось преодолеть за считаные минуты, я больше стоял у польских таможенников.

— Вы иногда проходите путь от и до как рядовой предприниматель?

— Наша задача не таможню за руку ловить, а выявлять проблемные места. Например, нет единой базы по санитарно-ветеринарным вопросам, вот и приходится машинам стоять. Порой достаточно будку пограничника сделать по высоте удобной для фур, чтобы водителю не выходить и не тратить лишних минут. Все нюансы сразу не поменять.

— Сколько уйдет времени на работу с таможенной службой?

— План до 2018 года. Там много разных пунктов.

Закупки

— А кроме этой «дорожной карты», чем еще прошлый год запомнится?

— Доступ мелких компаний к гозакупкам и корпорациям. Уже идет работа с ФСК, РЖД и «Почтой России» — они вызвались на роль пилотных проектов.

Здесь есть ряд простых и одновременно сложных вопросов. Так, все контракты обычно годовые, но даже если вы делаете инновационные провода для ФСК, то ни один банк под годовой договор денег вам не даст. Заказчики сами предложили удлинение контрактов.

Далее, размер лота. Средняя и мелкая компании не потянут львиную часть заявок, значит, их надо дробить.

Компании готовы открывать, какие решения и инновации нужны им через три-пять лет. Я говорю о структурах уровня «Газпрома» и РЖД. Они покажут свои планы, и средний бизнес увидит, что есть спрос, формируется новый рынок.

— Хорошо, но вот вы ездили в Японию, разве там не доминируют крупные концерны?

— Это заблуждение. В Японии море мелких компаний, вокруг каждой крупной структуры работают тысячи небольших фирм. Вся экономика держится на них. Все сопутствующие компоненты в конечном итоге делает малый и средний бизнес: одна компания может выпускать один винтик, но лучше, чем кто бы то ни было.

— А в Сингапуре, который был в графике ваших поездок, вы что изучали?

— Там большой опыт создания агентств — институтов развития. Сегодня часто можно услышать, что люди хотят заниматься бизнесом, но не знают как, с чего начать… Порой слышу жалобы, что банки денег не дают, кредиты дорогие, но причина отчасти в том, что предприниматель не смог написать понятный бизнес-план и плохо прошел кредитный комитет. Идеи и проекты надо качественно упаковывать. В наших планах создать на базе клуба обучающий центр. Место, куда можно прийти и узнать все шаги на пути к своему делу.

— У вас нет ощущения, что за последние год-два выросло число пессимистов? Такие разговоры идут даже на уровне правительства.

— Бизнес, который добирается на этот уровень, приходит с проблемами. Тут ощущения министров не обманывают. В нашей среде те, кто успешен, тихо делают свое дело. Те, у кого проблемы, могут рассказать, что и как можно исправить. Мы с ними работаем.

Важно не то, есть проблемы или их нет. Важно быть услышанными. Нас сегодня не просто слышат, с нами разговаривают.

Клуб в цифрах

Число предпринимателей — 316

Охват — 43 региона России

Количество рабочих мест — более 90 тыс.

Вклад в бюджет — 26 млрд руб. налогов в год

Новые начинания

«Мы начали рассматривать стартапы. Члены клубы выступают в качестве венчурных инвесторов в тех начинаниях, в которых они видят перспективу. Отдельная работа — поддержка проектов людей с ограниченными возможностями. Бизнес также готов работать по социальной тематике. У нас есть член клуба, у которой 50 детских садов «Филипок». Отдельное направление — экология, сотрудничаем с предпринимателями, которые выпускают фильтры, занимаются очисткой, работают с отходами».

Основные инициативы «Клуба лидеров»

— Развитие социального предпринимательства

— Стимулирование несырьевого экспорта

— Выстраивание экологической политики в регионах

— Привлечение частных инвестиций в ОПКИсточник: РБК daily

Комментариев нет

Добавить комментарий