Арлекин в космосе: детей приучают к авангарду

Премьера музыкального спектакля «Маленький Арлекин» с музыкой Карлхайнца Штокхаузена пройдет в Детском музыкальном театре имени Сац со 2 по 6 марта. Этот передвижной проект — российский эксклюзив театра Сац — сопродюсера постановки: «Арлекин» приедет из Европы, где он был представлен в Вене и Граце. После восьми спектаклей в московском театре «Арлекина» отдадут Баварской опере. На следующий год спектакль планируется поставить в лондонском театре Ковент-Гарден.

Худрук Детского музыкального театра Георгий Исаакян считает, что детям нужно не только рассказывать о Дюймовочке или Белоснежке, но с самого начала приучать к широким горизонтам, причем буквально — с самого начала: в апреле Театр Сац покажет оперу Генделя «Альцина», предназначенную для беременных женщин. Цель нынешней премьеры с участием музыкантов из Фонда Штокхаузена и Театра Сац — отказ от изоляции детей в мире классики, попытка, как формулирует театр, «чувствовать современный мир, слушать его смыслы и пульс».

Штокхаузен, один из отцов европейского сериализма, при жизни то и дело провоцировал скандалы, но в итоге заставил пересмотреть границы того, что прежде называли музыкой. Он скрестил живые оркестры с электронным звучанием, в качестве инструментов использовал, например, кольцевые модуляторы, часами колдовал в студиях звукозаписи, разрезая и по-новому склеивая магнитофонные пленки. «Любой звук — это музыка», — утверждал композитор — и вводил в партитуру жужжание пчел и радиопомехи. Одно из его произведений написано для струнного квартета и четырех вертолетов. Штокхаузен экспериментировал с высотой, интенсивностью, скоростью и ритмом звука, «складывал» простейшие звуковые колебания, создавал неслыханные тембры. Даже партитуры его опусов, в которых нередко фиксировались и жесты музыкантов, часто похожи не на привычную нотную запись, а, как выразился один музыковед, на рисунки Пауля Клее.

Оказалось, что дети, не зашоренные привычками взрослых, спокойно воспринимают этот «инструментальный театр», в котором тембры звучат подобно человеческому голосу, пению птиц, дуновению ветра и журчанию воды. Главная партия отдана кларнету: у композитора есть сочинение «Маленький Арлекин» именно для этого инструмента, давшее название проекту. Партитура спектакля собрана из фрагментов концертных опусов и сценических произведений Штокхаузена, в том числе – грандиозного цикла «Свет» из семи опер, когда инструменты будут играть за Еву (кларнет), архангела Михаила (тромбон) и Люцифера (труба), сражающихся с драконом.

Режиссуру делала легендарная испанская театральная группа La Fura dels Baus во главе с Карлосом Падрисса (авторы церемонии открытия летней Олимпиады в Барселоне и оперы «Троянцы» в Мариинском театре), а значит, яркая, экзотическая зрелищность обеспечена. Будут, например, роботы-трансформеры и фантастические костюмы, словно взятые из «Звездных войн». А также открытый огонь на сцене и космический корабль, похожий одновременно и на луноход, и на краба.

Источник: РБК daily

Комментариев нет

Добавить комментарий